Культовое кино Ридли Скотта «Бегущий по лезвию» (1982) было вещью уникальной. Его можно было посмотреть четыре раза и все четыре уснуть на просмотре. Но на пятый «Бегущий...» становился вашим любимым фильмом и вы наперебой советовали его всем друзьям и недругам, которых только знаете. Чтобы они четырежды уснули... дальше по схеме. Картина задавала тривиальные вопросы («что делает человека человеком?» и подобные) нетривиальными методами. Модный тогда Харрисон Форд вместо того, чтобы палить почем зря, бродил под проливным дождем, монотонно открывал для себя жуткие тайны мрачного будущего и влюблялся в умирающую девушку-андроида.
Самым очевидный вопрос, который появлялся в голове, когда старик Скотт анонсировал сиквел — «зачем?» Все понятно, например, с перезапусками «Терминатора» или «Робокопа»: у них огромная армия фанатов, которые пойдут даже на посредственное кино со знакомым названием. Но «Бегущий...» — история без коммерческого потенциала (кучка культистов не принесет должную кассу) и абсолютно законченная. Жирные точки над i ставил сам Ридли, снимая режиссерские и перережиссерские версии.
Злодей Джареда Лето: красив, загадочен и не раскрыт
Тем более, что сам Скотт сиквел снимать и не собирался, взяв на себя лишь продюсерские функции. Постановщиком торжественно назначили Дени Вильнева, чудо-парня, создавшего «Прибытие» — лучшую фантастику последних лет. Франко-канадец — режиссер с характером, снимает произведения очень авторские, поэтому зачем ему чужая вселенная? Выбор неоднозначный, собственно, как и результат. Простите за штамп, но «Бегущий по лезвию 2049» именно что неоднозначный фильм, балансирующий между гениальностью и бессмысленностью.
Почти каждый кадр можно немедленно ставить в качестве фоновой заставки на рабочий стол
Неожиданно, во втором кино действия еще меньше чем в оригинале. Герой Райана Гослинга с романтичным именем КD 6.3-7 и невыносимо грустным выражением лица бродит по постапокалиптичному будущему, пытаясь выяснить, кто из репликантов родил ребенка и не он ли это самое дитя нечеловеческое. Все это безумно красиво: выражение «визуальный оргазм» всплывало у автора каждые десять минут (а хронометраж, кстати, 160), сразу хотелось встать с сиденья и громко требовать «Оскара» для оператора Роджера Дикенса. Но красиво — не всегда осмысленно. Как это часто бывает при попытках продолжить завершившуюся историю, фильм откровенно пустоват.
Кстати
За саундтрек в фильме отвечал бестселлерный Ханс Циммер, который в последние годы сошел с ума и вместо нормальной аудиодорожки выдает невнятное битье по кастрюлям. С шедевральным OST Вангелиса из оригинала 1982 года сравнения неуместны.
Репликанты готовятся к бунту, Кей не может найти смысл жизни, но почему это вообще должно быть интересно? И Скотт, и автор первоисточника (книги «Мечтают ли андроиды о электроовцах?») Филипп К. Дик открывали нам целый мир. Дени Вильнев его лишь немного развивает, не привнося почти ничего нового. Паразитирование на идее — прием популярный, но работает только когда между произведениями не тридцать пять лет, а хотя бы три. И это при том, что потенциал у вселенной «Бегущего...» все-таки огромный. Это доказывают аж три короткометражки, которые были выпущены до премьеры. В каждой из них угроза миру ощущается намного сильнее, чем в самом кино, в котором самые масштабные события происходят либо в прошлом, либо за кадром.
«Бледный огонь» Набокова — не что иное, как тонкий и забавный намек на концовку фильма. Кстати, русского и советского в фильме много: от гигантской надписи «Целина» до прокофьевского «Петя и волки» на рингтоне.
При всем вышесказанном, «Бегущего по лезвию 2049» не хочется ругать. Это вновь произведение о взбесившихся симулякрах, мечтающих превратиться в настоящих мальчиков и девочек, но Вильнев старательно подходит к избитой теме с неожиданных сторон. Сцена с переносом виртуальной подруги героя в уничтожаемый носитель задает вопрос: а не делает ли человека живым возможная смерть? Линия с мастером, создающим воспоминания поднимает любимую автором тему памяти и вновь порождает вопросы. Личность — это её воспоминания? А если воспоминания навязанные? Каждый такой момент бодрит, хоть их и немного.
При всех недостатках, «Бегущий по лезвию 2049» — хороший фильм. Просто задача перед Вильневым изначально стояла странная. Это как если Федора Достоевского вдруг попросили бы продолжить «Анну Каренину». Он бы, конечно, справился. Но зачем?
Где и когда посмотреть кино, узнаете здесь.