Две стороны
Интересы малого бизнеса с одной стороны защищаются – создается конкурентная среда, упрощается налогообложение, вводятся меры поддержки. Но в то же время бизнес вытесняют с рынка, создаются искусственные барьеры, формально подходят к применению законов.
Именно такие две прямо противоположные оценки нашли отражение в дискуссии, которая прошла в Сахалинской областной библиотеке с участием налоговых и контролирующих органов, муниципальных властей, общественников, ученых, экономистов и юристов, действующих бизнесменов.
«Конкурентная среда и налоги для малого бизнеса» – такова заявленная тема. И не случайно первыми получили слово представители антимонопольной и налоговой служб. Судя по их докладам, везде идет реальная работа по улучшению бизнес-среды.
– Одним из направлений государственной политики в прошлом году явилось снижение контрольно-надзорной нагрузки на предпринимателей, – рассказал заместитель руководителя Управления федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области Роман Прохоров. – Если раньше мы проводили большое количество плановых проверок, отрывая предприятия от хозяйственной деятельности, то теперь сформирован новый подход: органы контроля будут работать только по заявлениям хозяйствующих субъектов.
Иными словами, системная проверочная работа в ведомстве уйдет в прошлое, а проверяться будут лишь те, кто систематически нарушает антимонопольный закон. Так, на 2018 год УФАС запланировало всего две проверки.
Роман Прохоров
Помимо этого, антимонопольный орган продолжает уходить от своей карательной функции в пользу предупредительной. Предпринимателю-нарушителю сначала выдается предупреждение, и только если он не исправляется, тогда возбуждается дело. Такой подход тем более оправдан, что, как указал Прохоров, в особенности малый бизнес плоховато знает российское законодательство. А нарушения его грозят миллионными штрафами.
При участии УФАС при правительстве Сахалинской области недавно создана специальная комиссия по развитию конкуренции. Ее задача – определить перечень рынков, на которых конкуренция развита слабо и которые у нас необходимо развивать. Роман Прохоров призвал участников дискуссии присылать свои предложения по этому вопросу.
Нулевая ставка
Не менее конструктивным стало выступление главного государственного налогового инспектора из УФНС Валерия Ашихмина. Он сжато и доступно рассказал о системах налогообложения, какие из них для кого годятся, и что чаще всего используется на Сахалине.
Так, упрощенную систему у нас применяют 48 процентов всех зарегистрированных юридических лиц и 42 процента индивидуальных предпринимателей. Этот специальный налоговый режим, наряду с сельскохозяйственным налогом, единым налогом и патентной системой, заменяет все обычные выплаты по общему режиму – такие как налог на прибыль (20 процентов), НДС (18 процентов), налог на имущество, НДФЛ.
– Особенность, которая отличает специальные режимы от общего режима налогообложения, – простота их применения, сокращение количества уплачиваемых налогов и упрощенная отчетность, – подчеркивает Ашихмин. – При этом разрешается совмещать несколько налоговых режимов.
В Сахалинской области действуют некоторые дополнительные региональные налоговые послабления для малого бизнеса. Так, по системе «доходы минус расходы» для ряда видов деятельности введена налоговая ставка 10 процентов вместо федеральной 15 процентов.
Также у нас действуют налоговые каникулы для индивидуальных предпринимателей, введенные островным законом в 2015 году. С момента регистрации ИП в течение двух налоговых периодов можно применять нулевую ставку – в 2017 году этим воспользовались 99 предпринимателей.
На втором месте по популярности у сахалинского малого бизнеса – единый налог на вмененный доход, в котором учитывается не фактическая прибыль, а предустановленный размер дохода. Его устанавливают органы местного самоуправления, исходя из вида деятельности, числа работников и транспорта, занимаемых площадей.
Такой налог, кстати, хотели отменить на федеральном уровне еще несколько лет назад, но сегодня его действие продлено до 2021 года. Более того, в 2018–2019 году при расчете вмененного дохода предприниматели могут применить налоговый вычет на затраты до 18 тысяч рублей, связанные с установкой онлайн-касс.
Еще 1480 сахалинских индивидуальных предпринимателей в 2017 году использовали патентную систему. Им было выдано почти 2 тысячи патентов – на 30 процентов больше, чем в 2016 году.
– Законодательством Сахалинской области для лиц, применяющих патентную систему налогообложения, установлены налоговые каникулы в отношении 44 видов деятельности, то есть налоговая ставку 0 процентов, – подчеркнул Ашихмин.
«Сносит крышу»
Прозвучали на встрече и другие доклады о мерах поддержки, которые область и муниципалитеты оказывают малому бизнесу. Так, в Южно-Сахалинске в 2017 году выдано 148 субсидий на 102,8 млн рублей, и такая же сумма запланирована на 2018 год. Однако, как водится, в центре дискуссии все равно оказались проблемы и недостатки.
Горячую поддержку публики, состоящей в значительной степени из малых предпринимателей, получило выступление налогового консультанта Людмилы Писанюк. По роду деятельности ей приходится иметь дело именно с негативом, несовершенством законов и произволом властей:
– У всех наших органов, наделенных властными полномочиями, иногда просто «сносит крышу», – разводит она руками. – Когда читаешь их решения, не можешь найти логики.
Например, один предприниматель получил предупреждение от УФАС, хотя по сути он ничего не нарушил. В результате ему пришлось исполнить предписание и потерять часть прибыли, чтобы не доводить дело до суда, потому что расходы на суд в итоге могут отказаться выше доходов.
Людмила Писанюк
Есть и другие примеры – когда ТСЖ было признано монополистом за отказ телекоммуникационной компании установить оборудование на чердаке, или когда сделку по госзакупке отменяют по формальным предлогам, нанося ущерб как заказчику (государству), так и подрядчику (предпринимателю).
– Закон о защите конкуренции с точки зрения юриста не закон, – сказала выступающая. – Это такая инструкция для лиц, обладающих властными полномочиями, а штрафы за нарушения полагаются миллионные.
В ходе диалога стала понятна позиция УФАС: если что-то не так, вы можете отстоять свои права через суд. Однако у контролирующих органов – огромная государственная машина и минимум ответственности за неверные решения, а для малого бизнеса каждый судебный процесс связан с немалыми издержками и потерей дохода.
Бизнес и государство
А вот по поводу налоговой нагрузки у защитников малого бизнеса единого мнения не возникло. Например, Людмила Писанюк считает, что нагрузка в России не слишком велика, и снижать налоги не надо. Если предприниматель не в состоянии заплатить 6 процентов, то ему нечего делать на рынке.
Зато проректор Сахалинского гуманитарно-технологического института Софья Ким отметила резкий рост только по официальным налогам в России в 2017–2018 годах. Помимо этого, существует масса других фискальных сборов, которые вынужден нести любой предприниматель.
– По итогам 2017 года нагрузка выросла на 10 процентов, это чудовищно много, – уверена проректор. – Я считаю, что в наших суровых условиях, с большими издержками на теплоснабжение и энергоснабжение, люди имеют право претендовать на нулевую ставку.
Руководитель делового клуба «Налоговый консультант» Наталья Зенина с цифрами в руках показала, как соотносится налоговое бремя в разных странах. Так, если в России из заработной платы в 100 тысяч рублей вычитается на налоги 49,5 тысяч, то во Франции, где налоговая нагрузка считается достаточно высокой – 36 тысяч.
Софья Ким
Целый ряд выступающих сообщали также о том, что малый бизнес по сути не имеет доступа к государственным и муниципальным закупкам. На Сахалине он не может конкурировать как с ведомственными унитарными предприятиями, так и с материковыми «варягами», которые не платят работникам северных надбавок, и это никто никогда не проверяет.
Отрадно, что беседа не свелась к одним только жалобам и критике властей. В ходе выступлений прозвучали четкие и разумные предложения, что именно нужно улучшить в той или иной сфере, какой законодательный акт принять, какие барьеры убрать, чтобы малому бизнесу стало немного лучше.
Это значит, что бизнес уже не просто готов к диалогу, он готов грамотно объяснить, каких мер ожидает от властей. Будем надеяться, его услышат.