Неэкстренное реагирование
Начало 2017 года автомобилисты Сахалинской области, да и всего Дальнего Востока, долго будут вспоминать с содроганием. Потому что на отлаженном пути ввоза японских иномарок неожиданно появился барьер под названием Технический регламент Таможеного Союза «О безопасности колесных транспортных средств». Согласно ему все ввозимые из-за границы автомобили должны быть в обязательном порядке оснащены отечественной системой экстренного реагирования при авариях «ЭРА-ГЛОНАСС». Без них стало невозможно получить свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства (СБКТС), пройти таможенный контроль и получить технический паспорт автомобиля. Понятное дело, в Японии такие устройства не ставят.
Правовые акты о вступлении упомянутого Техрегламента в законную силу с начала 2017 года были приняты несколько лет назад. Было время подготовиться, но на Дальнем Востоке к 2017 году не оказалось компаний, которые по закону могут заниматься таким видом деятельности как установка «ЭРА – ГЛОНАСС» на автомобили. Не существовало определенной процедуры, которая регламентирует подключение системы, ее регистрацию. В результате в портах скопилась масса автотранспорта из Японии.
Все это вызвало возмущение дальневосточников. Удалось ли подвинуть препятствие к концу года?
– В общем и целом – да, – поясняет заместитель директора ФБУ «Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Сахалинской области» Павел Ивлев. – Ажиотаж сейчас спал.
На сайте АО ГЛОНАСС можно увидеть, что с начала 2017 года на Дальний Восток его компании-агенту было поставлено 37 тыс. 200 кнопок экстренного вызова; на 23 ноября остаток составил 4696 единиц, количество заявок на получение – 292.
Установкой системы экстренного вызова стали заниматься компании, заключившие агентский договор с АО «ГЛОНАСС». Только в этом случае выдается заветная бумажка СБКТС.
Процедурная жертва
Ближайшая к нам такая компания – во Владивостоке. Она же приобретает саму кнопку – автомобильный терминал экстренного вызова у фирм, которые также имеют агентский договор с АО ГЛОНАСС. Надо сказать, что подобные устройства производят многие, но установщики признают только те, что выпущены агентами ГЛОНАСС. На Дальнем Востоке таких производителей нет.
Само устройство экстренного вызова надо еще протестировать и зарегистрировать в базе данных. Это на легальной основе могут делать компании, которые имеют официальную аккредитацию.
У нас на островах таких тоже нет.
В итоге стоимость комплекта во Владивостоке составляет 22 тысячи рублей. Плюс установка в машину.
Островитянам надо добавить сюда еще расходы на дорогу (а путь с острова в столицу Приморья на автомобиле простым не назовешь) и проживание. Ехать в соседний регион за такой процедурой для большинства невыгодно. Неудивительно, что сейчас появилось немало посредников. Они предлагают свою услугу: на материке у производителей приобретается система экстренного вызова, ее тестируют в аккредитованной организации и заносят в базу данных, на этом основании выписывается СБКТС. Объявлений подобного содержания можно встретить немало. Стоимость всей процедуры возрастает в разы и доходит до 60 тысяч рублей, но зато заветная бумажка в руках. В руках и кнопка ЭРА-ГЛОНАСС.
СБКТС в законе
В результате формальности соблюдены, но… У владельцев автомобилей нет гарантии, что приобретенная ими система экстренного вызова действительно подключена и сработает при необходимости, говорят специалисты. Невозможно проверить ни подлинность документов, ни исправность кнопки экстренного вызова без специальной аппаратуры. А компаний, которые ее имеют и прошли аккредитацию на островах, напомним, нет.
Поэтому проблему нельзя считать решенной. Автовладельцы по-прежнему воспринимают аварийную кнопку не как необходимое средство безопасности, а как навязанное им бесполезное приобретение. Потому и отношение соответствующее – я у вас куплю, только отвяжитесь. Вот и расцветают в таких условиях полулегальные схемы, в которых главное – совсем не безопасность, а наличие СБКТС.