Эх, дороги...

10.10.2017 18:29 0

Эх, дороги...

Первые сообщения о страшном ДТП во Владимирской области СМИ обнародовали ранним утром в минувшую пятницу. Рассказывали, что на железнодорожном переезде в районе станции Покровка в автобус с пассажирами врезался скоростной поезд «Ласточка», следовавший из Петербурга в Нижний Новгород. Итог трагический - 19 человек погибли.

Оказалось, в нарушение правил дорожного движения водитель поехал через переезд на запрещающий сигнал светофора (красный). Двигатель из-за неисправности заглох прямо на путях, часть пассажиров стала толкать автобус, остальные спали внутри (они погибли).

Позже выяснилось, что это были рабочие-мигранты из Узбекистана. Они возвращались домой окольными дорогами, объезжая посты ГИББД, так как многие из них нарушили наше миграционное законодательство. Россия традиционно сочувствовала, сострадала, соболезновала пострадавшим. Правительство пообещало им материальную поддержку, какие-то компенсации…

Потом этот медиа-поток перебило сообщение из Подмосковья, где в смертельное ДТП попал рейсовый автобус. Водитель превысил скорость, машина перевернулась. Погибли шесть человек, 13 получили травмы. Вскоре информационный ряд о дорожно-транспортных происшествиях дополнили сообщения из Архангельской области (столкнулись две машины, водитель одной из них находился в нетрезвом состоянии, но обошлось без жертв) и из Воронежской (Suzuki столкнулся с ВАЗ-2105, пассажиры «пятерки», женщина и младенец, скончались на месте). А дальше – сообщения о происшествиях на российских дорогах посыпались одно за другим как из рога изобилия, напоминая сводки с фронта.

Столь ужасающую картину российские СМИ рисуют нам с утра до вечера и почти каждый день. Впечатление такое, будто в нашей великой стране ничего иного кроме дорожно-транспортных происшествий и не происходит.

Наше ТВ, например, вполне справедливо называют телевидением катастроф. Его новости переполнены фактами взрывов, ураганов, пожаров, судебных заседаний и т.д., причем и из других стран мира.

В телехоре с песнями о «главном» на наших дорогах, то есть о ДТП, активно участвуют также радио и интернет-издания, в первую очередь, новостные агрегаторы. Все медиа скопом нагнетают страсти в обществе, вгоняя россиян в тоску. (Тенденция, которая, как считают некоторые конспирологи, вполне вписывается в политику глобалистов по разрушению России.) Причем под вполне благовидным предлогом: народ, дескать, должен знать правду. Вопрос только в том, правда ли это? Необходимо задаться вопросом: действительно ли ситуация на дорогах столь ужасна, как ее живописуют СМИ, и есть ли свет в конце тоннеля? Может, стоит именно об этом говорить, в первую очередь?

Для начала давайте согласимся с тем, что пока на земле есть транспортные средства, до тех пор будут и связанные с ними аварии, катастрофы, любые другие происшествия. В принципе останутся и причины, их порождающие. Так, первый автомобиль появился на дорогах в 1896 г., а первое в мире ДТП было зафиксировано в том же году в Нью-Йорке во время одних из первых же в истории автогонок. В сентябре 1897 г. газета The Morning Post сообщила, что за вождение в пьяном виде лондонский таксист Джордж Смит оштрафован на 20 шиллингов. Перед аварией он выпил «две или три кружки пива», в результате не справился с управлением и врезался в дом. Это был первый случай, когда алкоголь стал причиной аварии. И хотя скорости тогда были не большие, но автомобили уже представляли риск как для самих водителей, так и для пешеходов.

С тех пор мало что изменилось. Так что суть не в том, чтобы уже сегодня избавиться от всех причин, которые приводят к ДТП, разом. Это идеальная цель того прекрасного будущего, которое пока даже не просматривается. Задача заключается в том, чтобы свести к минимуму отрицательное воздействие на дорожную ситуацию всего комплекса причин.

Среди них, например, в США, как и сто с лишним лет тому назад, главной остается пьянство за рулем, за ним следуют увлечение гаджетами во время движения, превышение скорости, нарушение мер безопасности при маневрировании. В России первопричина всех дорожных бед – плохие дороги, а вот алкоголь на втором месте.

Только не надо сейчас говорить о якобы исконно русских бедах – дураках и дорогах. На самом деле, все далеко не так просто. Обратимся к статистике, которая «знает все».

Когда американцы подвели окончательные итоги аварийности за 2015 г., то ужаснулись: ДТП унесли жизни более 35 000 человек (в России — менее 25 000), на 7,2% больше, чем годом ранее. В 2016 г. у нас погибли 20,3 тыс. человек. Вместе с тем Россия, увы, по безопасности дорожного движения находится среди развивающихся стран (Таджикистан, Габон, например). Показатель смертности в нашей стране стабильно держится на уровне 18-20 погибших в пересчете на 100 тыс. человек. Но есть и другие методики подсчета, позволяющие по-новому взглянуть на сложившиеся стереотипы о «дураках и дорогах» и сделать совершенно иные выводы.

Так, количество аварий с пострадавшими на 100 тыс. человек составило (данные 2014 г.): в США – 416, в Германии – 378, в Великобритании – 231, в России (внимание!) – 136. При этом, правда, количество погибших было: в США – 10, в Германии – 4, в Великобритании – 3, в России (внимание!) – 18 в пересчете на 100 тыс. человек (о причинах этого скажем ниже). Но в России по дорогам ездят все же отнюдь не дураки: по удельному количеству пострадавших и количеству ДТП с пострадавшими на 100 тыс. населения российских водителей далеко опережают водители из Евросоюза и США. Так, в Германии удельное количество пострадавших вдвое выше, чем в России, а в США — в 4 раза.

Заметим попутно, что все страны, опережающие Россию по удельному количеству пострадавших в ДТП, имеют более высокий уровень жизни населения, лучшее состояние дорожной сети и более современные автомобили. Однако хорошее состояние дорог, большая протяженность дорожной сети и состояние автопарка сами по себе не уменьшают количество пострадавших в ДТП. (Удельный вес плохого технического состояния автомобиля как фактора ДТП одинаков в России и Евросоюзе - около 2%).

При сравнении аварийности надо также учитывать и такой момент: за последние 10 лет парк автомобилей в России вырос почти в 2,5 раза. Коммерческий автотранспорт и автомобили, используемые в домашних хозяйствах, становятся все более важным фактором социального и экономического развития.

По результатам исследования, проведенного агентством «Автостат», на 1 января 2017 г. в среднем по России на 1000 жителей приходилось 288 легковых автомобилей.

По данным того же источника, на 1 июля 2015 г. эта цифра составляла 284 автомобиля. Автомобиль был в каждой второй семье, при этом каждая шестая семья (17%) имеет по два автомобиля и более. В США на то время на 1000 жителей приходились по 799 автомобилей, в Италии – по 618 машин, в Германии – 544 штуки, в Чехии – 458. По уровню автомобилизации среди 183 стран мира Россия находится на 54 месте.

Рост тем не менее оказался настолько быстрым, что дорожная инфраструктура не успевала адаптироваться к новым условиям. Сейчас ежедневно по российским дорогам передвигаются более 52,5 млн единиц транспорта, рассказал недавно на оперативном совещании первый заместитель министра внутренних дел РФ Александр Горовой. По данным МВД РФ (июль 2017 г.), в органах ГИБДД зарегистрировано более 44 млн легковушек, свыше 6 млн грузовых автомобилей, 890 тыс. автобусов, 2,2 млн единиц мототранспорта и более 3 млн прицепов и полуприцепов. Напомним, что в 2009 г. этот показатель был на уровне 30 млн единиц. Причем сами дороги такой интенсивности движения зачастую уже не соответствуют. Заметим также, что с 2000 г. до 2013 г. протяженность автодорог общего пользования в России увеличилась с 584 тыс. км до 1 млн 396 тыс. км. (рост 139%), в том числе с твердым покрытием - с 532 тыс. км до 984 тыс. км (рост 85%). И снижение количества ДТП началось именно в 2013 г. А в 2016 г. их число сократилось на 5,6% в сравнении с предыдущим годом.

Вообще, парадокс, что Россия, считаясь страной высокой духовной культуры, одновременно является средоточием агрессивного бескультурья и хамства на дорогах, как со стороны водителей, так и со стороны пешеходов. И еще один парадокс: хорошие дороги в России, это, как ни странно, один из факторов, существенно увеличивающих количество аварий с тяжелым исходом. Если, скажем, раньше средняя скорость движения автомобилей по какой-либо улице была 20-30 км/ч, то сейчас там летают под 80 и выше. (И какой же русский не любит быстрой езды так, что ли?) И никакие драконовские меры эту проблему не решат. Как говорил один из персонажей булгаковского «Собачьего сердца», разруха не в клозетах, а в головах.

Понятно, что совсем исключить смертность на дорогах невозможно. Но есть масса примеров, когда это явление сведено к минимуму. При этом количество машин на дорогах, плотность населения и дорожной сети там выше, чем у нас. Понимание необходимости что-то менять в дорожном движении пришло к развитым странам после Второй мировой войны. В 50-60 гг. прошлого века ситуация на дорогах, к примеру, в Европе сильно напоминала нынешнюю российскую действительность. Автомобилизация выражалась похожими цифрами (около 200-300 машин на тысячу человек). Машины захватывали все свободное пространство в городах, водители требовали расширения дорог и строительства развязок, власти почти угробили общественный транспорт.

Количество погибших на дорогах также напоминало нынешние российские показатели. Жертвами ДТП ежегодно становилось 20-40 участников дорожного движения в пересчете на 100 тыс. человек.

Эта статистика заставила ответственные организации по всему миру внедрять новые подходы к безопасности на дорогах.

Отдельное внимание уделяла этой проблеме Всемирная организация здравоохранения. Благодаря ее деятельности в развитых странах был введён минимальный стандарт безопасности движения из пяти пунктов. Это ограничение скорости в городах до 50 км/ч, нормы алкоголя в крови для водителей, обязательное использование шлемов для мотоциклистов и велосипедистов, ремней безопасности для автомобилистов и специальных кресел для детей в машинах. Кроме того, в Западной Европе, Америке и Австралии произошло изменение самой философии дорожного движения и перестройка дорог с прицелом на их безопасность. Спустя десять лет развитым странам, в которых эксплуатируется половина мирового автопарка, удалось направить график смертности вниз, причем довольно резко.

Особенно впечатляюще выглядит пример Германии и Франции. В этих странах еще тридцать лет тому назад ежегодно погибало 20 и 25 человек (в пересчете на сто тысяч), однако сейчас их показатели вышли на уровень 4-5 смертей.

Польша ходит в европейских «двоечниках» безопасности движения. Там общее количество жертв ДТП сравнимо с показателями Германии, Франции и Италии при куда меньшей численности населения, автомобилизации и протяжённости дорог. Актуальный показатель смертности на польских дорогах — 9 человек на 100 тыс. Такая же цифра — у Литвы и Латвии. Максимальный отрыв наблюдается у Норвегии, Дании и Швеции, которые уже довольно давно вышли на уровень трёх погибших на 100 тыс. населения. Столь удивительные результаты дают комплексные программы снижения аварийности и реконструкции дорог.

Но смертность пострадавших в ДТП не связана напрямую с аварийностью и количеством аварий с пострадавшими. В США и Германии удельное количество аварий с пострадавшими в 2 раза выше, чем в России, а смертность — в 8–9 раз ниже.

Высокая смертность в ДТП на российских дорогах обусловлена не большим количеством аварий с пострадавшими, а низким уровнем выживаемости пострадавших после ДТП. В России она в 3–10 раз ниже, чем в отдельных странах Евросоюза и США, и определяется своевременностью и качеством оказания экстренной медицинской помощи пострадавшим.

Проведенные Еврокомиссией исследования показали, что чем ниже уровень экономического развития страны-члена Евросоюза, тем выше смертность при ДТП на догоспитальном этапе, так как система оказания экстренной медицинской помощи в таких странах развита недостаточно хорошо. Высокий уровень смертности в ДТП наблюдается небогатых странах Евросоюза, таких, как Польша, Литва, Латвия, Болгария и Румыния, и тем не менее там она в 1,8–2,2 раза ниже, чем в России.

Но вот данные по жертвам ДТП в России за январь – июль 2017 г.: количество погибших в авариях на дорогах более чем на 10% (с 8,3 тыс. до 7,4 тыс. человек) снизилось.

Количество раненых в ДТП за полгода составило почти 89,5 тыс., что примерно на 5 тыс. человек меньше, чем в первом полугодии 2016 г. Общее же количество дорожных аварий с тяжкими последствиями составило почти 70 тыс. против 74,6 тыс. год назад. По мнению специалистов, тенденция на существенное снижение показателей смертности обусловлена рядом причин, основной из которых является планомерная работа по повышению качества автомобильных дорог. Одно из новых направлений снижения смертей в результате ДТП связано с созданием специальных медицинских бригад, оснащенных современным реанимационным и прочим медицинским оборудованием там, где статистика по авариям удручающая вне зависимости от времени года и состояния дорожного полотна.

Заметное снижение смертности наблюдается по части ДТП с пьяными водителями. Число погибших в таких авариях за полгода 2017-го в сравнении с аналогичными показателями предыдущего года сократилось на 39% - с 2 тыс. до 1,3 тыс. человек.

В России, заметим, за последние пять лет потребление алкоголя снизилось почти на треть. В общем, не все так страшно, как пытаются нарисовать наши же СМИ. И - далеко не безнадежно.

Снижение тревожных показателей может быть также связано с принятой в июне 2015 г. статьей 264.1 УК России, которая предусматривает уголовное наказание за управление транспортным средством в нетрезвом виде или отказ от прохождения медицинского освидетельствования лица, которое ранее уже привлекалось к административной ответственности за пьяную езду. В 2016 г. по этой норме осудили более 75 тыс. человек, таким образом, почти каждый десятый уголовник в стране фактически оказался пьяным водителем.

И хотя надежды на улучшение ситуации на российских дорогах становятся все ощутимее, особого удовлетворения пока испытывать не приходится. Впечатление такое, что власти бьют по хвостам. Речь о том, что идет борьба не с причинами, а со следствием. Хорошая дорога, например, как говорилось выше, ведет не только к снижению аварийности, но и к повышению смертности, так как водители получили возможность ехать на высокой скорости и пользуются этой возможностью вопреки установленным правилам. Общее количество выпитого алкоголя в стране неуклонно снижается, а число пьяных за рулем остается высоким. И никому, скажем, в той же Польше не придет в голову ехать по «встречке», как бывает часто у нас. А в Германии даже нельзя подумать о том, чтобы дать полицейскому взятку и избежать, таким образом, наказания. У нас же нередко предлагают сотруднику ГИБДД «решить вопрос на месте»…

Примеров подобного рода можно привести много, и мне кажется, что главной причина ДТП является отношение к ним всех участников дорожного движения: те, кто за рулем, уверены, что смогут избежать наказания, противная сторона смотрит на нарушителей как на источник безбедного существования.

Люди не верят в неотвратимость наказания, справедливого и по закону. По данным Всероссийского центра изучения общественного мнения (03.07.2017), только 52% наших граждан доверяют Государственной инспекции безопасности дорожного движения (ГИБДД), 41% не доверяет. 57% респондентов считают, что ведомство справляется с задачами, не согласны с этим 34%.

А вот и «вишенка на торте» для полиции: согласно результатам опросов о коррупции в стране, уровень коррумпированности ГИБДД снизился с 32% (первое место в рейтинге в конце 2015 г.) до 23% (второе место в рейтинге в середине 2017 г.). Кстати, возглавляет список сфера медицины.

Однако социологический опрос Левада-Центра показал, что доверие к суду граждан России неуклонно снижается: в 2010 г. для решения проблем в суд предпочло бы обратиться 41% россиян, а в 2013 г. – только 33%. Население России не доверяет судебной системе из-за ее коррумпированности и зависимости от исполнительной власти. Более свежих данных найти не удалось, но, думаю, тенденция сохранилась.

А граждане, разбалованные всевозможными поблажками со стороны Фемиды (не за просто так, естественно!), продолжают совершать безнаказанные проступки. Недавний пример стрийтрейсерши Мары с ее 70 нарушениями, стал, что называется, классикой жанра: можно сказать, что своим поведением она вынесла приговор судам. (Самым «гуманным» в мире?) Почти год вертела всеми – полицией, ГИБДД, судами, СМИ - как хотела. Но благодаря именно ей стало очевидно, что наиболее действенные инструменты борьбы с правонарушениями на дорогах работают не всегда эффективно (спасибо, Мара!).

Так что, несмотря на определенные положительные результаты, в России остается ряд нерешенных проблем в борьбе за безопасность дорожного движения. И о чем наши СМИ будут говорить завтра?

Источник

Следующая новость
Предыдущая новость

Найденным на Северных Курилах черепом дельфина заинтересовались на Камчатке На севере Сахалина горит 20 гектаров леса Бойтесь белых людей: сахалинцы из-за коронавируса застряли на Фиджи и опасаются за свою жизнь На Южных Курилах машут ластами сивучи Предприниматели Невельского района пожаловались Лимаренко на 274-процентный рост тарифов на тепло

Последние новости