«Ермак» во льдах

10.05.2018 16:15 17

«Ермак» во льдах

Поэтому с марта 1982 года паковые льды Охотского моря начал «утюжить» дизель-электроход ледокол «Ермак», взявший на борт комплексную научно-исследовательскую экспедицию, организованную Всесоюзным производственным объединением «Сахалинморнефтегаз». В состав экспедиции вошли проектировщики, буровики, гидрологи, гляциологи, химики, метеорологи, геологи, геодезисты - из министерств нефтяной и газовой промышленности СССР, Бакинского института «Гипроморнефть», Ленинградского института Арктики и Антарктики, ДальморНИПИпроекта, ДальНИГМИ, кафедры физической географии Дальневосточного госуниверситета, гидрометеослужбы, СахалинНИПИнефти и другие. Руководил экспедицией на «Ермаке» Е.М. Копайгородский, кандидат технических наук, заведующий лабораторией нефтегазопромысловых гидротехнических сооружений Московского инженерно-строительного института имени Куйбышева. Он уже проводил исследования в заливах Уркт и Байкал на предмет поведения ледовых полей в акватории Охотского моря. Теперь предстояло прямо с дрейфующих льдин обследовать акваторию, где в скором будущем должны появиться плавучие буровые установки, нефтеналивные танкеры, грузовые суда…

«Ермак» работал в Охотском море с марта 1982 года

Сюжет

«Ермак» во льдах
Нефть и люди

«Ермак», похрустывая голубоватым «сахаром» торосов, осторожно вошел в белое поле и замер в дрейфе среди прибрежной ледяной пустыни. Еще ни один корабль не заходил в зимнюю пору в эту крайнюю географическую точку - в район паковых льдов у «шапки» полуострова Шмидта, венчающего остров Сахалин. С его борта сгрузили на снег инструменты, приборы, пресс и установку для бурения льда. Сотни бело-голубых проб были добыты на стоянках из толщи ледяного панциря. И все они прошли через руки Е. Копайгородского, профессора С. Вялова, инженера Н. Галанова, испытаны ультразвуком и химическими реагентами… В ледяную стынь под толщу льда ежедневно уходили водолазы.

С дрейфующих ледовых полей Охотского моря тогда впервые был получен очень важный материал. А сложные погодные условия и тяжелые торосистые льды лишь помогали участникам экспедиции основательно изучить характер охотоморского «панциря». К тому же известный полярник, капитан «Ермака», одного из самых сильных в те годы дизель-электроходов ледокольного типа в мире, Ю.П. Филичев на этот раз не искал проходов полегче, что обычно практикуется при проводке морских караванов, а напротив - направлял свой корабль в самые мощные льды.

При первой же возможности поднимал в небо свой винтокрылый Ми-2 и вертолетчик Александр Торопченко. С ним в разведку летел гидролог Сергей Рогозин, составляя столь необходимую для ученых карту ледовых полей…

«Ермак» во льдахЛедовая экспедиция ледокола «Ермак»

Множество раз поднимался в воздух и Константин Шуин, дипломированный инженер-океанолог. Он приехал на Сахалин в 1976 году уже с опытом работы в полярных морях, что высоко котировалось здесь во все времена.

Один из участников ледовых экспедиций1982-1983 годов маркшейдер «Сахалинморнефтегаза» Владимир Белов вспоминает:

- Мне не раз приходилось вести с борта вертолета детальные аэрофотосъемки торосистых льдообразований. Они производились в разных масштабах. Делалось это для того, чтобы можно было измерять объемы и массу льдов на северо-восточном шельфе Сахалина… А вообще-то потребовалось целое десятилетие, чтобы такие топографические снимки, сделанные в единой системе координат на всех участках континентального шельфа, стали полезным пособием для проектирования места постановки наших СПБУ с проведением к ним всех необходимых коммуникаций, а также для дальнейших инженерно-геологических изысканий по сейсморазведке и топографии на шельфе Охотского моря.

Изучали динамику и параметры ледовых полей, физико-механические характеристики поведения тяжелых льдов на тех площадях, где предполагались структурные образования, содержащие нефть и газ.

«Ермак» во льдахЮ.П. Филичев, капитан «Ермака», А.Г. Сысоев, заместитель начальника ВПО «Сахалинморнефтегазпром» (на заднем плане), Н.М. Немчинов, заместитель министра газовой промышленности, в рубке ледокола «Ермак»

* * *

Между тем флот сахалинских морских нефтяников пополнялся. В июне 1983 года у берегов Сахалина приступило к работе самое совершенное буровое судно «Михаил Мирчинк», с которого уже можно и во льдах бурить скважины до глубины более 6 000 метров. Экипаж возглавил Г.И. Милютин. К тому времени сменился и капитан СПБУ «Оха», им стал Э.Б. Самченко.

Начальник Дальневосточной морской нефтегазоразведочной экспедиции глубокого бурения А.С. Торчинов и его помощники В.А. Касумов и В.М. Новиков не раз имели возможность убедиться в высоких технических возможностях дизель-электрохода «Михаил Мирчинк» - флагмана морской разведки сырьевых запасов углеводородного топлива в подводных отложениях Охотского моря.

В 80-е годы основной объем нефтегазопоисковых работ был сосредоточен на акватории дальневосточных морей (в первую очередь Охотского). Исследования сахалинскими специалистами велись и в прибрежной зоне суши.

«Ермак» во льдахРабота на ПБУ «Оха»

Внедрение новейших научно-технических достижений позволило резко увеличить результативность геофизических исследований, получить более точные оценки запасов углеводородного сырья. Осваивалась технология применения невзрывных источников упругих сейсмических колебаний. Этот способ решает сразу несколько проблем - технического, социального и экологического характера: отпадает необходимость бурения скважин и взрывов в них. Исследования с применением невзрывных источников впервые были опробованы и проводились в первую очередь при разведке на прибрежных заливах Охотского моря, где выявлены и подготовлены к поисковому бурению Усть-Томинская, Восточно-Байкальская и другие структуры, являющиеся акваториальным продолжением месторождений суши.

«Ермак» во льдах

Можно только представить, какой груз ответственности должны чувствовать те, кто управляет и работает на такой махине, как плавучая морская буровая установка. На море случается всякое. Летом 1980 года при перегоне в Охотском море плавучая буровая установка «Оха» попала в жесточайший шторм. Буксирные тросы не выдержали, и огромное сооружение выбросило на мель. К счастью, люди, до конца боровшиеся за выживаемость судна, не пострадали. Была оперативно организована операция по спасению буровой, которую возглавил начальник Дальневосточной морской геологоразведочной экспедиции глубокого бурения Иван Михайлович Сидоренко. Впоследствии он возглавил объединение «Сахалинморнефтегазпром».

Плавучую буровую установку удалось снять с мели в кратчайшие сроки, хотя ее «ноги» зацепились за скалистую породу. Была проведена ювелирная операция. За мужество и самоотверженные действия при этом группа специалистов награждена орденами и медалями. Среди них И.М. Сидоренко, капитан плавучей буровой «Оха» Г.И. Милютин, боцман буровой Ф.К. Дехтяр, командир вертолета В.А. Дзюба, старший помощник капитана ПБУ Э.Б. Самченко, матрос- механик судна С.А. Корыткин, радиооператор транспортно-вспомогательного судна В.В. Котельников, повар ПБУ Н.К. Логунов, главный механик установки В.Г. Лобода, главный энергетик Б.М. Масленников, электрогазосварщик В.Ф. Смоляков и главный инженер нефтегазоразведочной экспедиции А.С. Торчинов.

ПБУ «Оха» и в настоящее время успешно выполняет задачи по разведке месторождений континентального шельфа.

«Ермак» во льдах

* * *

…Время быстротечно. Многое уходит из памяти. Но в историю освоения шельфа должны войти имена тех, кто шел непроторенной дорогой к освоению морских запасов нефти и газа: В.Ю. Мосейчука, Ю.Г. Слуднева, В.Э. Кононова, Б.Н. Третяка, В.Л. Лаврова, А.П. Чеснокова, В.С. Переносенко, А.И. Гаврилова, Ю.Н. Силкина, В.А. Кузнецова, Г.Н. Фетискина, Р.М. Макарова, Ю.А. Артемова и многих других…

Сахалинские специалисты стали первопроходцами в освоении морских ресурсов нефти и газа не только в районе шельфа острова. С 1980 года они оказывали братскую помощь социалистическому Вьетнаму, изучая по его просьбе геологическое строение шельфа этой страны. Сначала туда были направлены научно-исследовательские суда треста «Дальморнефтегеофизика». Следом за геологами и геофизиками на вьетнамский шельф прибыли со своими самоподъемными ПБУ и мастера буровых работ «Сахалинморнефтегаза». Дальневосточное морское управление разведочного бурения к этому времени окрепло, был приобретен огромный опыт работ на шельфе.

Источник

Следующая новость
Предыдущая новость

Коньки в школу Проезд по ул. Дзержинского в Южно-Сахалинске временно закроют проезд Дума. Актуально. Выпуск от 9 ноября Запретных тем нет На сахалинском заводе СПГ гордятся сплоченной командой и Голубым ручьем

Последние новости