Гнойный против Оксимирона

07.10.2017 0:31 6

Гнойный против Оксимирона

Поэзия умерла? Поэты в России уже не могут собирать стадионы, как это делали в свое время Евтушенко и Вознесенский? Как бы не так! Их аудитория сегодня даже куда больше. «Баттл» – состязание в Петербурге поэтов-рэперов Мирона Федорова (Оксимирон) и Вячеслава Машнова (Гнойный) только за один день собрало в сети более 10 миллионов просмотров. Это – абсолютный мировой рекорд просмотров роликов в сети!

Победителем поединка оказался «Гнойный» – Вячеслав Машнов, выступающий также под не менее экзотическими «никнэймами» – псевдонимами: «Слава КПСС», Валентин Дядька и Соня Мармеладова. Случившееся до сих пор бурно обсуждается на просторах интернета, а сами участники баттла – превратились в его самых настоящих «звезд».

Весь вопрос в том, можно ли назвать то, что декламируют рэперы поэзией, а их самих считать поэтами? На этот счет есть разные мнения, но в любом случае перед нами – совершенно новый феномен в массовой культуре России.

Что же это за явление такое эти баттлы, что смотрят их миллионы, оживленно обсуждают в сети, вокруг чего кипят такие нешуточные страсти?

Во-первых, что означает само слово «баттл»? Кто знает английский, для тех понятно – это «сражение», «битва». Рэп-баттл – это состязание двух исполнителей в жанре рэп при помощи специального рифмосложения. В классическом понимании рэп-баттл подразумевает словесный поединок между двумя рэп-исполнителями под соответствующую музыку – бит.

Из истории жанра

Рэп-баттлы возникли, как свидетельствуют историки, в пивных Шотландии еще в XVI веке. Суть их заключалась во взаимном оскорблении двумя поэтами друг друга в стихотворной форме. После этот вид развлечения был перенят американскими рабовладельцами, которые устраивали подобные баталии среди своих рабов. В новые времена первые рэп-баттлы начали проводиться в начале 1980-х в Нью-Йорке, а потом распространились по всему миру. С начала 2000-х они появились на американском телевидении, стали выкладываться в интернет.

Первый рэп-баттл в России состоялся в 1994 году. В отличие от США, где баттлы пришли с улиц, – в России они сразу стали проходить в интернете.

В 2010 году начал проводиться ежегодный хип-хоп-фестиваль «Битва столиц», в котором участвовали исполнители из крупных городов России.

В России каждый баттл состоит из трёх раундов, в течение которых исполнители, стоя близко лицом друг к другу и живописно жестикулируя, без микрофонов и музыкального сопровождения читают заранее подготовленный текст, а по окончании схватки судьи из числа самих рэперов определяют победителя голосованием. Собравшаяся вокруг толпа почитателей приветствует наиболее удачные рифмы - «панчи» бурными криками восторга. Это уже стало и прибыльным шоу-бизнесом. Как сообщают СМИ, на состязании Гнойного с Оксимироном его организаторы заработали миллионы.

Арена для миллионов

А между тем по телевизору этих бардов у нас до сих пор не особо показывают и вообще в «приличное общество» не пускают. Они – как бы на какой-то культурной «окраине», «неформалы». Профессионалы в музыкальном и литературном мире вообще считают, что эти баттлы и их участники не имеют к настоящему искусству никакого отношения. Выглядит это действительно как бой без правил где-нибудь на заднем дворе, где один «дуэлянт» наскакивает на другого в окружении возбужденной толпы. Во время своего монолога рэпер вовсю оскорбляет другого, хватает его за плечи, подходит к нему буквально нос к носу, а тот хладнокровно улыбается, терпит, соблюдая правила игры. А потом они меняются ролями.

Но на деле это уже – не задний двор, а арена для миллионов зрителей. У баттлов сегодня в сети - громадная аудитория, какой нет ни у одного традиционного поэта или музыканта в сегодняшней России.

Аудитория последнего поединка двух ведущих рэперов в Петербурге чуть ли не вдвое превысила аудиторию даже «Прямой линии с президентом», которая в этом же месяце транслировалась на трех федеральных каналах, собрала у телеэкранов около 6,2 млн россиян. Мирон Федоров уже запланировал стадионный тур по городам России (собирать столь внушительную аудиторию удавалось только официально признанному Басте, который «взял» «Олимпийский»).

Во время баттла Гнойного с Оксимироном каждый продемонстрировал незаурядную эрудицию. Оксимирон, например, в своих текстах упоминал произведение Маяковского «Облако в штанах», Джозефа Кэмпбелла «Герой с тысячью лицами», а также персонажей из экранизации «Бэтмена», в конце своего выступления процитировав «Слово» Гумилёва. В свою очередь, Гнойный иронизировал над Оксимироном, альбом которого сравнивал с классическими антиутопиями Оруэлла и Замятина. В отличие от Гнойного, активно использовавшего нецензурную лексику, Оксимирон не допускал подобных выражений.

Некоторые считают, что этот, казалось, суперсовременный жанр, свалившийся к нам сегодня, как в свое время битлы и рок из Англии и США, на самом деле по сути поднимаемых рэперами проблем в чем-то удивительно напоминает литературные битвы России прошлого. «Человек, знакомый с русским литературным процессом первой половины XX века, практически сразу скажет, так это же не что иное, как битва «напостовцев» и рапповцев 1929 года, – пишет в газете «Коммерсант», анализируя состязание рэперов, Дмитрий Бутрин. – Вот слева Владимир Киршон (пьеса «Как они кончат»), справа Сергей Михайлович Третьяков (пьеса «Рычи, Китай!»), РАПП в розовой рубашке, ЛЕФ в красной. Тень Маяковского в желтой кофте сверху пару раз пролетала, морщилась. Какой, к дьяволу, постмодернизм на постправде, люди, пишущие рифмованный текст, не стесняются в нем «дикой весны», «раненого льва», «темного леса, где полно паутин» и «замков на песке». Тут ведь и стендап-комик, имеющийся в жюри, скорчится. Не то чтобы нет находок: например, на рифме «ганглии — Англии» я подпрыгнул».

Так кто они, кумиры интернета?

Но кто же эти новые кумиры интернета? Тот же победитель «исторического баттла» Гнойный, он же «Слава КПСС», он же Валентин Дядька и он же Соня Мармеладова, он же Бутер Бродов. Судя по изысканиям посетителей интернет-форумов и видеоблогеров (сам рэпер почти не дает интервью и не рассказывает о себе), Гнойный родом из Хабаровска. Сейчас ему 28 лет, зовут его действительно Слава, а фамилия по паспорту Машнов, а не Карелин, как сам музыкант для прикола, наверное, указывает во «ВКонтакте».

В школьные годы будущий рэпер вместе с друзьями якобы рисовал мультфильмы на заказ; позже торговал психологическими тестами на компакт-дисках, работал в сотовых компаниях и в аквапарке. Хип-хоп, как принято считать, заинтересовал Машнова в 2012 году, когда он услышал выступления мастеров этого жанра в интернете. Самый безобидный факт про него, о котором он сам же не без гордости сообщает, – акт распития мочи из собственной кроссовки. Придумал он его ради скандальной популярности или это было на самом деле, неизвестно.

У Оксимирона (Мирона Федорова) биография «благородней». Родился он в Ленинграде в семье физика-теоретика и библиотекаря. В 9 лет вместе с семьёй эмигрировал в немецкий город Эссен. Потом его семья переехала в Англию, где он даже окончил Оксфорд и получил диплом по специальности «средневековая английская литература».

Работу по специальности найти не смог, работал кассиром, переводчиком, грузчиком, гидом, ларёчником, репетитором, конферансье. Общение с русскоязычными эмигрантами подтолкнуло Мирона вернуться к хип-хопу, и он стал заниматься музыкой под псевдонимом «Oxxxymiron» (созвучно с «оксюморон» — «сочетание несочетаемого», стилистическая фигура). Недавно его ролик в «Ютьюбе» «Город под подошвой» собрал 30,5 млн просмотров. Такого, наверное, не было даже у Аллы Пугачевой в ее лучшие времена. Впрочем, тогда не было и «Ютьюба».

Все дело в харизме?

Так что речь идет вовсе не о какой-то уличной шпане, которая вдруг для прикола среди своих в подворотне заговорила вдруг белыми стихами, как думают некоторые. А о весьма образованных и эрудированных молодых людях.

Но если напечатать то, чем восторгается публика во время баттлов, на бумаге, то рифмоплетство рэперов выглядит, мягко говоря, не очень-то...

Вот, к примеру, отрывочек из монологов Машнова-Гнойного:

Ты стреляешь плоско, как в платформенном шутере.
Вот Рем Дигга пел за Донбасс, за него люди шли в траншеи.
А из-за тебя только Ургант нарисовал себе х… на шее.
Ты не жил над словесной рудой в Штольне,
Но пафоса так дох… словно учился с [...] в одной школе.
Только вперед, только развитие, а развитие к чему? К западному звучанию?
Но такие биты как у вас нынче делает каждый чайник.
Качество? Ну, мы слышали твои треки,
Сам признался, что сводили левой пяткой на коленке.
Ну, так что, стадионный рэпер? Куда ты идешь?
Ты не рубишь на Запад окно, ты, б…, Гамельнский крысолов.
Ты всех тащишь на самое дно, как и вся ваша новая школа.
Я наслушался этого вдоволь, если хочется сделать как там,
То откройте франшизу «Макдональдс»!

А потому профессиональные поэты и музыканты искренне недоумевают, почему подобные зрелища стали сегодня так популярны, и некоторые даже негодуют. «Я понимаю, что это феномен, но вы же понимаете, что это не относится вообще ни к искусству, ни к чему, - заявил певец и музыкант Юрий Лоза. - Стихами это назвать нельзя, музыки там нет. Что там такое есть? Есть, ну как бы модный формат, пошлость. Ну, не знаю», — заявил Лоза.

Продюсер Иосиф Пригожин также остался недоволен рэп-поединком. «Это матерные дешёвые бульварные словечки, выброшенные в воздух. И пять миллионов людей посмотрело то, как они мат-перемат гоняют. Моей душе это неприятно, потому второй раз я смотреть это не буду», — сказал он в интервью kp.ru.

Протест против «пошлой попсы»

Впрочем, критические комментарии людей, причастных к музыке и песенному творчеству, можно понять: у них-то самих такой огромной аудитории нет. Однако резкая критика прозвучала и со стороны официальных лиц. Так первый зампред комитета Госдумы по образованию и науке Геннадий Онищенко заявил, что по его мнению, в ролике «убогий язык, законы русской разговорной речи, культуры там даже и близко не ночевали. Интернет сегодня отражает ту убогость духовную, которая есть в нашем обществе, раз это находит такой широкий отклик».

Но почему же все-таки эти «убогие», по мнению разных авторитетных товарищей, баталии рэперов смотрят у нас миллионы? Тут, конечно, важны обаяние и своеобразная харизма личности самого рэпера, в том, как он читает свой текст, в его интонациях, в характерных жестах, в шумной реакции на его стихи аудитории, в необычной атмосфере самого рэп-поединка.

Критиковать тексты этих новых кумиров молодежи можно сколько угодно, но факт остается фактом: они, как говорится, в тренде. Это сегодня модно. А потому бессмысленно с высокомерием отворачиваться от этого явления, будто его нет вообще в природе.

К тому же, а разве какая-нибудь «Рюмка водки на столе» или «У меня самая красивая …опа!», что несутся сегодня из репродукторов по всей стране и с экранов центрального телевидения, чем-то лучше? – скажут вам. Состязания молодых рэперов, пусть даже порой разукрашенные ненормативной лексикой, как не крути, - акт живой жизни, публичного диалога, непосредственного творчества, рождающего на глазах. Когда иногда в потоке будто бы бессмысленных и не связанных между собой фраз, в ходе словесной перепалки вдруг рождается блестящий образ или афоризм.

Это - реакция отторжения молодежи от нашей пошлой эстрады, засилья на телевидении обрюзгших и постаревших «звезд», осточертевшей попсы, блатного шансона и юмора ниже пояса.

Как среди «взрослой» аудитории самыми популярными стали сейчас дискуссии на актуальные политические темы, так и у миллионов молодых людей, у которых политические интересы еще не сформировались, - популярны сейчас баттлы рэперов.

Источник

Следующая новость
Предыдущая новость

В сахалинском совхозе «Тепличный» ввели в строй еще два гектара теплиц Дорогу к новым домам забыли сделать в сахалинском селе В Сахалинском минспорта наградили специалистов «молодежки» Сахалинцы поборолись за звание самого быстрого сноубордиста В Углегорском районе экстремалы без страха рыбачат на оторванных льдинах (ВИДЕО)

Последние новости