«Храните память Божию и память смертную…»

08.11.2017 3:14 2

«Храните память Божию и память смертную…»

В шестидесяти километрах к востоку от Твери находится село с часто встречающимся в России названием – Рождествено. Если вы едете в сторону Кимр, то еще издалека непременно увидите обветшавшую громаду величественного храма.

В Тверской области сегодня десятки храмовых зданий, находящихся в плачевном состоянии. Большинство их было воздвигнуто в первой половине XIX века (часто на месте сгоревших или состарившихся деревянных церквей). Именно тогда процветали тверские помещичьи усадьбы, и почти в каждой владельцы считали постройку церкви главным для спасения души делом. Нередко храмы строились по почину крестьян и лиц других сословий.

Тверские сельские храмы XIX столетия часто поражают воображение как своими размерами, так и строгой классичностью форм. Чаще всего это высокая колокольня, соединенная с трапезной, которая, в свою очередь, ведет уже в главную часть храма.

Село Рождествено впервые упоминается в XVI веке как вотчина Савватьевского монастыря. В XIX веке это был крупное поселение, где находились волостное правление, земская школа, фельдшерский пункт, торговые лавки, чайная. Один из самых видных в округе каменных храмов не случайно поднялся именно здесь.

Конечно же, это была не первая церковь этого села. Как пишет в своем исследовании тверской краевед, кандидат философских наук Павел Иванов:

«К концу XVIII века обветшавший храм было решено отстраивать каменным. В это дело включились как прихожане-помещики, так и наиболее зажиточные крестьяне обширной округи, составившей приход села Рождествена».

В 1803–1810 гг. был возведен новый каменный храм – на средства прихожан. Придел святого благоверного князя Михаила и боярина его Феодора Черниговских освящен в 1811 г., главный храм – в 1814 г. Несколько затянулось строительство колокольни. Первый ярус был сооружен уже к 1810 году, но верхние ярусы – только в начале 1820-х гг. по новому проекту. В третьей четверти XIX века вместо прежней была построена новая трапезная с тремя приделами.

К тому времени храм стоял среди большого села из более чем сотни дворов в окружении зданий, составлявших принадлежность волостного центра. Общественные здания перемежались крупными домами зажиточных сельчан, в которых размещались торговые лавки и трактиры. На средства прихожан, а также на сдачу разным арендаторам части земли, приход имел возможность украшать свой храм.

Интересно и оригинально было и его внутреннее украшение, от которого сейчас остались только небольшие фрагменты. Храм, трапезная и колокольня расписывались разными мастерами в разное время. Наивысшим качеством отличались практически утраченные сейчас росписи трапезной, которые отметил в 1900 году как заслуживающие особого одобрения проезжавший через село с архиерейской ревизией архиепископ Димитрий (Самбикин). Очень интересны и напоминают народный лубок росписи под колокольней, созданные в начале XX века в виде вольной копии большой древней иконы «Страшный суд», являвшейся до революции одной из главных святынь Рождественского храма. Увы, эта икона, как и другие замечательные святыни храма, до наших дней не дошла.

Последними священниками храма в 1930-х годах стали протоиереи Петр Дружинин и Александр Соколов. Оба они испытали тяготы гонений за веру. Отец Петр в эти годы уже не мог по болезни совершать службы, но скончался у себя дома, в кругу семьи. Что же касается отца Александра, то сохранилось его следственное дело осени 1937 года, из которого известны некоторые подробности последних дней жизни прихода…

В тридцатые годы прошлого века в селе Рождествено был создан колхоз «Путь Ильича».

И вот о. Александр «осмелился» провести в Рождественском храме богослужение в день, когда отмечалось двадцатилетие революции. Деревенские жители пошли молиться Богу, а не отмечать коммунистический юбилей. Священник был арестован, получил десять лет лагерей…

В шестидесятые вместо колхоза «Путь Ильича» был создан совхоз «Оршинский». В селе работали небольшие предприятия местного значения. Но вот рухнула советская система… Жизнь в деревнях, во многом держащаяся «на честном слове», стала затухать все быстрее. Коснулось это и некогда богатого села Рождествено. Исчезали мелкие предприятия, уезжала в большие города молодежь. А храм Рождества Христова, поруганный, стареющий, продолжал стоять. Исчезли купола и кресты, осыпалась штукатурка. Храм, как и тысячи других русских церквей, в советское время использовался не по назначению. Наступил момент, когда здание обветшало настолько, что даже склад размещать в нем стало опасно…

Летом прошлого, 2016 года, я ехала из Твери в Кимры. Мелькали перелески, поля, деревеньки, удручал вид многочисленных обуглившихся изб, куда уже никогда не вернутся хозяева. И вдруг передо мной и моими спутниками, словно мираж, предстала высокая башня. Казалось, что это сооружение замыкает шоссе и дальше уже дороги нет. Но вскоре я увидела, что шоссе резко поворачивает направо, а перед нами уже во всей красе – великолепие архитектуры ощутимо даже в руинах! – предстал огромный храм. Рядом с колокольней скромный памятник (таких много в русской провинции) – на братской могиле воинов, скончавшихся в этой местности в Великую Отечественную войну. В самом Рождествено не было боев, они шли в нескольких километрах отсюда. Многих солдат хоронили уже в ближнем тылу.

Я вышла на несколько минут из автомобиля, посмотрела на печальную картину…

А на излете нынешнего лета вновь представился случай съездить в Рождествено. И вот радость – церковное здание было покрыто строительными лесами. На фасаде большой плакат с надписью «Храм, который должен жить». Для всех желающих участвовать в возрождении указано, как связаться с инициаторами реставрации храма. Так я и познакомилась с Дмитрием Кердановым, главой администрации Каблуковского поселения, кандидатом биологических наук, в недавнем прошлом – директором школы в Рождествено. Именно он поведал грустную историю о последней службе в Рождественской церкви 7 ноября 1937-го.

Каблуковское сельское поселение располагается на территории совхоза «Оршинский». Сегодня, в начале XXI века, на этой земле находится несколько действующих храмов и храмовых комплексов, в том числе и знаменитый Вознесенский монастырь на реке Орше, разрушенный в годы гонений на православие и восстановленный в конце прошлого столетия (15 ноября нынешнего года главному собору Оршина монастыря исполняется 450 лет).

«Мы понимаем, на какой уникальной земле живем, – говорит Дмитрий Альбертович Керданов. – Несколько веков назад тут поселился монах Савватий, которого почитают как чудотворца Савватия Оршинского. Поклониться в Савватиеву пустынь едут из разных концов России. Верим, что по молитве Савватия и нашими усилиями будет отреставрирован и храм в Рождествено.

Глава нашего поселения Георгий Константинович Четверкин, кандидат экономических наук, – талантливый предприниматель. Однако бизнес ради бизнеса – это не для него. Он считает, что жизнь в российской сельской местности должна быть достойной, и многое у него уже получается. И восстановление храма – это важнейшее дело для него.

Мы проводили немало времени в архивах, чтобы восстановить, хотя бы в общих чертах, облик храма, его историю. Меня самого в свое время потрясла судьба священника – отца Александра Соколова».

Святитель Феофан Затворник писал: «Храните память Божию и память смертную. От них страх Божий будет в силе. От страха – внимание к себе и всем делам своим, мыслям и чувствам». Георгий Четверкин, Дмитрий Керданов, другие их соратники, взявшие на себя труд хранить память Божию и память смертную, – будем надеяться – увидят плоды этого труда. И мы, оказавшись по той или иной надобности в Рождествено, тоже их непременно увидим.

Марина Кротова – пресс-секретарь Санкт-Петербургского отделения Фонда «Воинский собор»

Источник

Следующая новость
Предыдущая новость

Фонд развития Дальнего Востока направит 4 млрд рублей на паромы для Сахалина Катки и горки проверили в Южно-Сахалинске ALEKSEEV поздравил сахалинцев с Днём студента Сделано на Сахалине Мэрия Южно-Сахалинска поможет семье многодетной женщины, которая ушла из жизни

Последние новости