Власти Польши в угоду своим интересам спекулируют на гибели бывшего президента страны Леха Качиньского в авиакатастрофе под Смоленском. Об этом заявил первый зампредседателя комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Франц Клинцевич, комментируя слова министра национальной обороны Польши Антони Мачеревича о том, что польская комиссия якобы нашла на бортовом самописце самолёта запись момента взрыва.
«Думаю, что это заявление министра обороны Польши следует рассматривать как своего рода довесок к недавнему прибытию в страну бронетанковой бригады США, — сказал сенатор. — Судя по всему, Антони Мачеревич полагает, что российско-польские отношения испорчены ещё недостаточно».
Клинцевич назвал подобную политику властей Польши «дурно пахнущей», не имеющей «абсолютно никакого отношения к гибели президента Польши». Политик констатировал, что одновременно нарушаются все мыслимые моральные нормы. «Считаю даже по-человечески противоестественным эксплуатировать тему этой национальной трагедии в угоду политической конъюнктуре, к тому же ложно понятой», — добавил парламентарий.
Старший научный сотрудник Института славяноведения РАН, полоновед Вадим Волобуев, в свою очередь, заявил агентству ФАН, что это «сенсация одного дня», поскольку раньше Мачеревич и его комиссия уже «находили» следы пороха на крыльях самолёта и что в ближайшее время в самой Польше эти слова «в очередной раз выставят на посмешище».
Ту-154, на борту которого находились глава Польши Лех Качиньский и государственные деятели страны, потерпел крушение при заходе на посадку в аэропорту «Смоленск-Северный» в 2010 году. Всего на борту находились 96 человек: 88 пассажиров и восемь членов экипажа, летевших на траурные мероприятия в Катынь, все они погибли.
В 2011 году Межгосударственный авиационный комитет (МАК) обнародовал окончательный отчёт о результатах технического расследования, согласно которому непосредственной причиной крушения самолёта признано решение экипажа не уходить на запасной аэродром, а системными причинами — недостатки в обеспечении полёта и подготовке экипажа. Первая польская комиссия под руководством экс-главы МВД Ежи Миллера пришла к аналогичным выводам, назвав причиной катастрофы снижение ниже дозволенного минимума президентского самолёта, пошедшего на посадку, несмотря на густой туман. Нынешние власти Польши не согласились с отчетом МАК и выводами комиссии Миллера и приняли решение о создании второй комиссии. Она, по словам Мачеревича, установила, «что произошёл взрыв, который в конечном итоге самолёт уничтожил».
В августе этого года, после первого упоминания польской комиссией о взрыве на борту самолёта Качиньского, официальный представитель СК РФ Светлана Петренко напомнила о заключении польских экспертов от 2011 года. Тогда польская комиссия постановила, что самолёт начал разрушаться после столкновения с березой, а до этого момента разрушений не было. После авиакатастрофы проводились баллистическая и взрывотехническая экспертизы, добавила Петренко.
Обломки президентского лайнера хранятся в России в качестве вещественных доказательств. «При этом никаких дополнительных осмотров или исследований обломков самолёта польской стороной, в том числе членами новой польской комиссии по расследованию, с 2014 года не производилось», – подчеркнула представитель СК России.
По материалам РИА Новости, «МК», Regnum.