Досье
Александр Климов родился в Киргизии в городе Кант в 1973 году. Здесь же учился в школе. В Казахстане в 1995 году окончил Алмаатинское высшее общевойсковое командное училище. По распределению был направлен для дальнейшего прохождения службы в Россию, в Дальневосточный военный округ. Служил на Сахалине в разведроте. В 2000 году он уволился из армии. Несколько лет ходил в моря на рыболовецких судах, где был инспектором по работе с плавсоставом. Работал водолазом, парашютистом-спасателем в Сахалинской региональной поисково-спасательной базе гражданской авиации. В 2009 году офицер Александр Климов начал службу в МЧС России.
Семь часов под водой
– Александр Валерьевич, вы начинали со службы в разведывательных подразделениях Вооруженных сил РФ. С детства хотели быть военным?
– Именно так. Мой отец служил в авиации, и я тоже хотел стать военным летчиком. Но поступил в военное училище в Алма-Ате, так как оно было самое близкое к дому. К семье я был очень привязан. Мы жили в своем доме, и родители нам с братом ни в чем не отказывали: хочешь хомячка, черепашку или попугайчика – пожалуйста. Занимаешься спортом – отлично, вот тебе форма и мы придем поболеть за тебя. Мне было 14 лет, когда я впервые прыгнул с парашютом. Сейчас на моем счету – 221 прыжок. В школе увлекался легкой атлетикой, баскетболом, боксом, борьбой. Став постарше, начал заниматься в тренажерном зале. Эта привычка сохранилась до сих пор, поскольку наша профессия требует хорошей физической подготовки. Кстати, даже работая на рыболовных судах и находясь в рейсах по несколько месяцев, я находил единомышленников, и мы оборудовали с ними довольно приличные спортивные залы.
– Вы служили в армии, работали водолазом, были парашютистом-спасателем. То есть смогли покорить три стихии – землю, воду и небо. Какая из них была больше всего связана с риском?
– Пожалуй, опасна работа водолаза. Иной раз на Курилах на промысле морского ежа или гребешка мы уходили в море и находились под водой уже часов в девять утра. В обеденное время поднимались на борт судна, отдыхали, а потом снова опускались в морскую пучину и были там вплоть до темноты, часов до восьми вечера. Порой мне приходилось пребывать под водой на глубине порядка 12 метров в общей сложности по 5–7 часов в день. Впрочем, моя самая большая глубина составляла 25 метров. Это огромная нагрузка на организм. К счастью, все обошлось. В дальнейшем мне эта тренировка пригодилась на службе в МЧС.
Кстати
Александр Климов награжден двумя медалями «За отличие в службе», медалями маршала Василия Чуйкова «За заслуги в укреплении гражданской обороны», «25 лет МЧС России» и «85 лет гражданской обороне». В этом году в конкурсе профессионального мастерства признан лучшим старшим оперативным дежурным на Дальнем Востоке, а также стал номинантом в категории «Лучший старший оперативный дежурный Центра управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России».
Трагедия «Кольской»
– Работа старшего оперативного дежурного центра управления не столь заметна, как спасателей. И все же вспомните самую сложную операцию в вашу смену?
– Наиболее тяжелой психологически стала для меня ситуация с крушением в декабре 2011 года платформы «Кольская». При перемещении плавучей буровой в шторм лопнул один из буксирных тросов, в результате платформа опрокинулась. На борту находились 67 человек. Во время спасательной операции наш ЦУКС стал связующим и координирующим центром участников спасения. К нам обращались с просьбой обеспечить вертолеты, и мы решали эти вопросы с компанией «Авиашельф». Были привлечены воздушные суда МЧС и других служб. События разворачивались далеко в море, это осложняло действия спасателей. К тому же оказалось, что не весь экипаж «Кольской» был снабжен защитными гидрокомбинезонами. При низкой декабрьской температуре морской воды у людей без них не было никаких шансов на выживание. Нами были предприняты все возможные меры, но, к сожалению, спасти удалось только 14 человек в гидрокостюмах, и еще 11 суток спасатели искали тела погибших членов экипажа.
– Грамотные действия сотрудников вашего центра также необходимы и при ликвидации последствий чрезвычайной ситуации?
– Безусловно. Такая работа, конечно, не связана с риском для жизни, однако успешное выполнение возложенных задач дается нелегко. Наверняка многие помнят ситуацию с танкером «Каракумнефть» (порт приписки – Владивосток), который при заходе в порт Курильска сел на мель. На борту находилось 20 человек. Члены экипажа портовым буксиром были сняты с аварийного судна и размещены в гостинице. Дальше под руководством нашей оперативной группы начались работы по зачистке танков судна. Основная часть топлива с танкера была откачана. Всего на склад ГСМ передано более 611 тонн нефтепродуктов.
Четверо на льдине
– Для вас существует временной фактор?
– Конечно. Зона нашей ответственности – вся островная область, и мы уже знаем – летом и осенью, как правило, больше всего преподносят сюпризы лес и море. Уйдя в лес за дикоросами, люди часто теряются, в походах сбиваются с пути или уходят, не поставив в известность сотрудников МЧС, а потом приходится их выискивать по горам и долам. Не обходится без ЧП и на водных просторах. Звонков SOS много, иногда до сотни в день. Ситуации бывают одна сложнее другой: в метель застряли машины на трассе, к роженице в пургу скорой помощи не пробиться, и дорогу пробивают спецтранспортом. В жару требуется поддержка в борьбе с лесными пожарами, экстремалы то зависают с парапланом на проводах высоковольтной линии, то терпят бедствие на водоемах.
Недавно произошел случай на Курилах. Смотритель маяка на мысе Ловцова, что на севере острова Кунашир, находился у знакомых. Машина сломалась, и он пошел один пешком. К нам поступила информация об исчезновении человека. На поиски пропавшего вылетела группа спасателей, сотрудников полиции и охотоведов, и вскоре выяснилось – на человека напал медведь.
Зимой наши службы готовятся к массовому безрассудству рыбаков-любителей, игнорирующих сообщения о неблагоприятных погодных условиях и даже запрет на выход в места лова. Причем поражает их беспечность – многие нарушители уверены, что МЧС их спасет. И мы спасаем. А если не успеем?
– Бывают ли курьезные случаи?
– Есть и такое. Весной прошлого года на реке Лютога, чтобы предупредить ледовые заторы, проводились взрывные работы. Там, помимо взрывотехников, находились и наши спасатели. Вдруг поступает информация – на Анивском побережье в районе пляжа, в море на льдине плывут несколько человек. Сначала спасатели приняли такое сообщение за шутку – какая льдина? Залив не замерзает, откуда там лед? Но их задача – в любом случае проверить информацию. Приехали в Песчанское, видят вдали от берега точку. Посмотрели в бинокль и ужаснулись – действительно на крохотной льдине стоят, тесно прижавшись друг к другу, четыре молодых парня. Оказалось, во время ледохода на реке бедолаги, развлекаясь, запрыгнули на льдину. Подул отжимной ветер, ледяной пятачок потащило и очень быстро вынесло в море. Связи у них нет, лед крошится… Ребятам повезло, что кто-то из жителей поселка их увидел и сообщил в службу МЧС. А ведь такая неосмотрительность могла закончиться весьма печально.
Так что нашим сотрудникам нужно всегда быть начеку.
Блицопрос
– Ваши увлечения в свободное от службы время?
– Горные и беговые лыжи, летом – велосипед. Непременно занятия в тренажерном зале и плавание. Люблю рыбалку, но с уловом мне больше везет зимой.
– Как относитесь к искусству? Есть любимые кинофильмы, актеры?
– Нравятся советские фильмы, поэтому в числе кинокумиров – Миронов, Басилашвили, Гафт. Из более молодых – Балуев и Машков.
– С кем из исторических личностей вам бы хотелось встретиться и поговорить?
– Хотелось бы встретиться с Александром Суворовым. Мне интересно, как великому русскому полководцу удалось одержать столько побед и осуществить, казалось бы, невозможное – бросок войск с артиллерией и обозом через труднодоступные Альпы? Сказалась ли в этом его неординарная личность, талант полководца или безграничная вера в него солдат?
Фото из архива Александра Климова