Настоящее путешествие
Сегодня на Сахалине строят обширные планы по развитию туризма, намечено строительство крупных объектов. Власти обещают приток многочисленных гостей из других регионов и даже стран. Скептики, в свою очередь, кивают на то, что сейчас местным жителям пока разгуляться негде – цивилизованных маршрутов мало, экотропы можно пересчитать по пальцам одной руки, а в музеях все статично и предсказуемо.
Познавательный туризм – вообще отдельная история. Где найти такой массовый продукт, чтобы совмещал путешествие, и какое-никакое просвещение? Вы не поверите, но такое предложение сегодня на сахалинском рынке есть.
Оказывается, школьники южной части острова уже давно ездят на экскурсии, которые для них организует одна из островных компаний.
Так, в прошлую субботу третьеклашки гимназии № 3 областного центра отправились в настоящее путешествие. Экскурсия называлась «Юг Сахалина глазами Чехова». Особый шарм маленькому путешествию добавило то, что ее участники едут до Корсакове в поезде. Организаторы утверждают, что именно поэтому она пользуется особой популярностью. Экскурсии проходят по выходным и расписаны надолго вперед.
Личный Чехов
Гимназисты подготовились к экскурсии основательно.
– На продленке я спросила детей: «Какие ассоциации вызывает у вас фамилия «Чехов»? Чем его внешность отличается от внешности современного человека?» Они выдали: «Усы, пенсне, шляпа». Все это мы нарисовали, вырезали, прикрепили к палочкам и захватили с собой. Получилось весело. Это позволило детям окунуться в атмосферу путешествия задолго до его начала, – рассказала педагог группы продленного дня гимназии № 3 Оксана Павленко.
Еще третьеклашки нарисовали мини-портреты великого классика, из которых тоже соорудили что-то наподобие флажков. Учительница 3«А» Татьяна Маковец взяла на себя теоретическую часть подготовки. Целое внеклассное занятие она посвятила биографии и творчеству писателя.
– Дети узнали, кто такой Чехов, зачем он приезжал на Сахалин, – говорит Татьяна Александровна, – но в подробности я особо не вдавалась. Иначе им было бы уже неинтересно слушать экскурсовода. Творчество этого писателя дети начинают подробно изучать с пятого класса. Мы делаем целый проект: проводим классные часы, посвященные Чехову, вот на эту экскурсию решили детей пригласить. Скоро всем классом пойдем в музей книги А. П. Чехова «Остров Сахалин».
Сложно достучаться
Опытный экскурсовод Тамара Талагаева призналась, что на ее памяти – это первая группа, которая так серьезно подошла к делу.
– Значит, и воспринимать информацию дети станут по-другому, – сказала она, – школьникам будет интереснее слушать мой рассказ. Да и вообще, для современного ребенка прокатиться на поезде, когда в каждой семье есть автомобиль, это настоящая волшебная поездка.
Кстати
«Юг Сахалина глазами Чехова» – это лишь одна из трех тематических экскурсий. Еще две – «Сахалинский Париж» (проводится в Александровске-Сахалинском) и «VIII глава книги «Остров Сахалин» , она посвящена тому, как писатель ехал от Владимировки в Стародубское.
Хотя экскурсовод поделилась, что ей приходилось работать с людьми, которые равнодушны к литературе и истории родного края.
– Была как-то группа подростков, которым было совсем не интересно. Я спросила: «Представьте, что я в Южно-Сахалинске впервые. Куда вы посоветуете мне сходить?» Ответ – Сити Молл, – поделилась организатор экскурсии Александра Комарова. – Но дети разные. Вчера, к примеру, мы возили на обзорную экскурсию ребят из села Чапаево Корсаковского района. Было очень холодно, а у нас по программе – подъем на Горный воздух. Думаете, дети испугались дождя и ветра? Как бы ни так! Зато столько восторга было, вы не представляете!
В гости к оленям
В арсенале этой компании, как выяснилось, экскурсии на любой вкус и возраст. Скоро в копилке появится еще одна – «Ребятам о зверятах». Уже почти договорились с руководством единственной на Сахалине мараловой фермы, практически уговорили принимать экскурсионные группы обычного сахалинского фермера, который занимается животноводством и птицеводством.
– Я готовлю материал к этой экскурсии и для себя сделала много открытий. Например, вычитала, что в Древней Греции были люди-инкубаторы – обычная для тех времен профессия. Человек надевал специальный пояс, в который помещали яйца и он ходил со всем этим добром, пока не вылупятся цыплята, – говорит экскурсовод.
В планах – свозить детей в приют «Кот и пес».
– Насчет приюта мы много спорили – стоит ли показывать ребятам те условия, в которых содержатся кошки и собаки? Но потом сошлись во мнении, что это пойдет им только на пользу. После такого зрелища вряд ли кто-то решится завести животное, а потом выбросить его на улицу, – рассуждает Талагаева.
Тамара Андреевна о своей работе может рассказывать часами. Свою карьеру она начала в 1969 году, в «Экскурсионном бюро». Было время, по Южно-Сахалинску с экскурсиями разъезжало 25 автобусов, заполненных туристами. Договоренность была со всеми школами, домами престарелых, детсадами региона.
Коллеги моей собеседницы шутили: «Скоро ты, Тамара, из роддома будешь забирать детей и сразу катать их по городу с экскурсией».
В те времена на Сахалин приезжало много японцев, которые раньше жили на острове. Они на ломаном русском рассказывали такие факты, которыми не сможет похвастаться ни один современный путеводитель.
Рояль и диджей
А пока, у платформы гостеприимно гудит поезд, дети прыгают в вагон и отправляются в Корсаков. В дороге им рассказали интересные факты из биографии Антона Чехова, который всю жизнь считал себя в первую очередь доктором, а уж потом – писателем, о главной цели его приезда на остров Сахалин. Конечно, повествование о сахалинской каторге не мог обойтись без истории про Софью Блювштейн, знаменитой Соньке Золотой Ручке. Ее дети слушали буквально с открытым ртом.
Гимназистка Юля Серебрякова долго думала, какой же она все-таки персонаж – положительный или отрицательный? Но, в конце концов, определилась – положительный! Но с некоторыми оговорками:
– Софья была очень красивая, а красивым воровать нельзя, – заявила третьеклассница, – да и некрасивым тоже. Если б она больше думала, была бы богатой, и воровать не пришлось.
На обратном пути детям раздали папки с заданиями викторины. По условиям организаторов, если все правильно ответят на главный ее вопрос, группе достанется приз. Вопросы были и сложные и не очень. Например: что взял с собой в дальнюю дорогу писатель (среди вариантов был даже рояль). Или такой вопрос: кем Чехов был по профессии (один из вариантов – диджей).
Конечно, подготовленные гимназисты все решили верно. Им, к всеобщей радости, вручили сертификат на экскурсию в музей книги А.П.Чехова «Остров Сахалин».