Ледяная неволя

12.02.2018 11:23 0

Разряжение льда

Ледокол «Капитан Хлебников» (порт приписки – Владивосток) сейчас стоит в порту Пригородного, в десяти милях от берега. Он обеспечивает подход и стоянку газовозов и танкеров в порту. «Хлебников» находился там и тогда, когда нашему теплоходу потребовалась помощь. Капитан Владимир Болдаков тотчас же, в ночь, отправился вызволять судно.

– Владимир Михайлович, как вам стало известно, что без вашей помощи теплоход «Игорь Фархутдинов» до Сахалина не дойдет?

– Этим вопросом занимались сахалинский спасательно-координационный центр и руководство «Росморпорта» (это наш судовладелец). К вечеру 9 февраля я получил распоряжение двигаться к месту стоянки теплохода.

– Сколько времени вы добирались до теплохода?

– Порядка 14 часов.

–Фархутдинов» был зажат льдами?

– Нет, просто льды не давали двигаться. Мы сопровождали его, чтобы он мог идти вперед.

– Как это происходило?

– «Хлебников» шел впереди, теплоход двигался за нами по каналу, который мы прокладывали. Так как «Игорь Фархутдинов» практически не способен работать в таких льдах, его приходилось очень часто обкалывать.

– Что значит «обкалывать»?

– Когда судно застревало, мы разворачивались, обходили его с одного и другого борта, давали, таким образом, разряжение льда. Затем мы опять шли вперед, а теплоход – за нами по каналу.

– То есть судно даже на ходу норовило зажать льдами?

– Как сказать… Силу сжатия измеряют в баллах. Когда лед приближается к судну, опасность оценивается в зависимости, каков балл сжатия. Если высокий, лед может даже залезть на борт. С теплоходом, конечно, такого не было. Но его окружал достаточно крупный лед.

– В СМИ пишут, что судно атаковали полутораметровые льдины.

– Нет, 1,2 метра максимум. Торосы, груды осколков льда, были большие. Это правда.

– Сколько раз вы вынуждены были разворачиваться и обходить теплоход?

– Я точно не помню, но не менее десяти раз – точно.

– Как долго по времени длилось сопровождение?

– Около полуночи 10 февраля мы его взяли. На чистую воду вышли часов в 10 утра на следующий день.

– Во время проводки вы держали связь с командой теплохода?

– Конечно. Они выполняли все наши команды. Переговаривались с помощью специального канала на УКВ.

– О чем первым делом они сообщили?

– Экипаж доложил, как у них дела. Сказали, что в целом все нормально. Обмолвились, что пассажиры только немного нервничают.

– Часто вашему ледоколу приходится сопровождать суда?

– В последние годы – постоянно. Это наша обычная работа. Не так давно танкеры провожали, балкеры (суда по перевозке угля – прим.ред.). Но так было не всегда. Раньше «Капитан Хлебников» дежурил только в Пригородном.

– Дежурить и провожать суда, получается, сейчас ваша основная функция?

– Да. Еще мы занимаемся перевозкой пассажиров.

– Вы знаете, что «Игорь Фархутдинов» уже отправился в следующий рейс?

– Я с московскими специалистами уже говорил об этом. Обсуждали, что ему нужно двигаться только через Сангарский пролив. Охотское море пока для него закрыто. Однозначно, если он продолжит курсировать тем же маршрутом, это спровоцирует точно такую же ситуацию. Проходы вдоль Японии появятся только лишь ближе к марту.

– На ваш взгляд, что угрожало судну, не приди вы на помощь?

– Ничего страшного. Теплоход в обратную сторону смог бы выбраться.

– Почему же он этого не сделал?

– Мне сложно судить. Решение принимает капитан. После этого судовладелец обратился в Москву, к генеральному директору «Росморпорта», с письменной просьбой провести теплоход в корсаковский порт.

Суровее сурового

За комментарием мы также обратились к заместителю министра транспорта и дорожного хозяйства Сахалинской области Вячеславу Власенко. По его словам, скорее всего капитан «Игоря Фархутдинова» посчитал, что разворачиваться и идти до Сахалина в обход, было бы дольше. Даже несмотря на то, что проводка тоже несколько затянулась. Как выяснилось из беседы с Власенко, уже в сопровождении ледокола «Игорь Фархутдинов»не смог двигаться в темное время суток, настолько непростой была ледовая обстановка.

– Судовладельцу было бы выгоднее, если б теплоход обошелся без ледокола, – говорит заместитель министра, – это достаточно дорогое удовольствие.

Что касается пассажиров, по данным Власенко, слухи о том, что им не хватало продовольствия, лишь слухи. Теплоход способен автономно полноценно функционировать и обеспечивать людей всем необходимым 15 суток. Судно было забункировано продуктами питания как надо, компания даже кормила людей бесплатно.

– По нашей информации, среди пассажиров «Игоря Фархутдинова» не было тех, кто опаздывал на самолет. Если бы такие были, мы бы не оставили людей в беде, помогли бы решить проблему с авиаперевозчиками, – объяснил Власенко. – Если кто-то из пассажиров считает, что вынужденный простой в море причинил лично ему вред, который должен быть как-то компенсирован, конечно, он может обратиться в суд. Мы живем в правовом государстве. Тем не менее, насколько мне известно, пассажиры отнеслись к случившемуся с пониманием. Мы живем в сложных климатических условиях.

В том, что у берегов Сахалина образовались такие льды, Вячеслав Власенко винит только суровую нынешнюю зиму. В прошлом году единственное, курсирующее между Сахалином и Курилами судно «Игорь Фархутдинов» в ледовый плен не попадало.

В этом же году пассажирам повезло меньше. Но, по данным островного минтранспорта, через пару лет ситуация должна поменяться – область намерена построить морские суда ледового класса, которые будут заниматься перевозкой пассажиров. В планах, начать стройку уже в этом году, закончить – через два года.

Морские правила

Компания-судовладелец «Капитана Хлебникова» на своем официальном сайте сообщила, что «Игорь Фархутдинов» столкнулся с трудностями еще 5 февраля. Окончательно судно «встало» на выходе из Кунаширского пролива. По оценкам специалистов сплоченность льда достигала максимально возможных 10 баллов. Операторы Глобальной морской системы связи при бедствии предприятия обеспечили для пассажиров заблокированного льдами судна связь с родственниками, говорится на сайте.

Как поделился начальник службы эксплуатации Дальневосточного бассейнового филиала «Росморпорта» (Владивосток) Дмитрий Комиссаров, на его памяти это первый случай, когда удалось так быстро согласовать все нюансы и отправить ледокол. В сахалинских СМИ прозвучало: причина в том, что к решению вопроса подключились сахалинские власти, и губернатор островного региона Олег Кожемяко лично дал поручение помочь теплоходу.

– Конечно, мы не могли отказать, – говорит Комиссаров. – Налицо форс-мажор. Не откликнуться было бы как-то неправильно, не по-морскому.

Наша справка

«Капитан Хлебников» – российский ледокол, один из четырех ледоколов класса «Капитан Сорокин», построенных финской верфью «Вяртсиля». Судно названо в честь полярного капитана Юрия Константиновича Хлебникова. Водоизмещение – около 17 тысячи тонн. Экипаж – 60-76 человек, пассажировместимость – 120 человек.

Источник

Следующая новость
Предыдущая новость

Сахалинка приютила 20 иностранцев В Южно-Сахалинске родственники и друзья разыскивают без вести пропавшего мужчину Пустяки Близнецов, Львы-синоптики и старые связи Дев. Гороскоп на 30 ноября В аптеках Южно-Сахалинска разобрали медицинские маски Дмитрий Мезенцев: формируется пакет из пяти направлений сотрудничества с Японией на Курилах

Последние новости