Мелодия бумаги

15.11.2017 10:06 1

Досье

Татьяна Кузьмина родилась в Южно-Сахалинске. Окончив восемь классов и параллельно музыкальную школу, поступила в Воронежское музыкальное училище на отделение фортепиано. После учебы, в 1966 году, вернулась на остров, устроилась концертмейстером в Сахалинское музыкальное училище. Через два года, решив стать преподавателем, поступила в это же учебное заведение на теоретическое отделение. В 1970 году пришла работать в детскую музыкальную школу №1 (ныне ЦДМШ), которую в свое время сама окончила. С тех пор преподает в этом учебном заведении.

Кстати

Татьяна Кузьмина 40 лет заведовала фортепианным отделением Центральной детской музыкальной школы (ЦДМШ). Классный специалист и интересный человек, она имеет звания: «Почетный работник общего образования РФ» (1998 г.), «Заслуженный работник культуры РФ (2010 г.)

Клавиши на ватмане

– Татьяна Михайловна, вы более 50 лет в профессии музыканта и педагога. А с чего все начиналось?

– С моей старшей сестры. Она занималась в хореографической студии, была настоящим музыкальным фанатом. Меня, с 7 лет водила почти на все музыкальные спектакли и концерты гастролирующих оперных певцов, в кинотеатре мы посмотрели множество фильмов-балетов, популярных в 50-е годы. Именно сестра и уговорила маму отдать меня учиться в музыкальную школу на класс фортепиано. В те времена музыкальные инструменты были в дефиците, стоили очень дорого, и не каждая семья могла позволить себе такую роскошь.

Первые полгода мне пришлось заниматься дома на столе – по клавишам, нарисованным на листе ватмана, учила первые ноты и гаммы. Чтобы купить пианино, родители продали любимицу семьи – корову Орлянку. Буренку было вдвойне жалко, поскольку тогда у меня еще не было особой любви к музыке.

Первые два класса музыкалки прошли скучно и неинтересно. Ожила, когда в третьем классе к нам приехала новая учительница – красивая, молодая и добрая, как мама. Я налегла на учебу, так хотелось радовать своего педагога. Иногда она приходила к нам в гости, и мы вдвоем устраивали концерты на дому. Первые аплодисменты достались мне от соседей. Через четыре года любимый преподаватель уехала в Воронеж, а когда я окончила музыкальную школу, она предложила мне поступать в Воронежское музыкальное училище, что я и сделала.

– Почему, получив диплом, решили снова вернуться на Сахалин?

– Очень тянуло домой. На острове жили мама, брат и сестра. К тому же я помнила о маминой самоотверженности – она порой по три дня не ела, чтобы дать мне образование. Теперь настала моя очередь ей помочь. А еще я люблю Сахалин. Когда приезжала на каникулах на остров, родные брали меня на охоту. Ружье никогда в руки не брала, но однажды в походных условиях пригодились и мои музыкальные навыки. Для охоты на рябчика мужчины использовали звуковой манок. Дудят в свистульку, а птица летает рядом и не реагирует. Мы за ней по сопкам, через речку и бурелом. Все без толку. Наконец я попросила манок, стала насвистывать нужный такт, и, видимо, настолько правильно его исполнила, что рябчик ринулся прямо на меня. Родственник подстрелил его, а я потом долго плакала, причитая – зачем ты убил птицу?

Поездки к Моцарту

– Когда к вам в класс приходят трогательные юные создания, чему вы учите их в первую очередь?

– Стараюсь раскрыть мир воображения, ведь музыка наполнена образами. К примеру, мы по-разному смотрим на один и тот же цветок. Одному нравится его форма, другому цвет, третьему – форма липестков. А некоторые идут дальше – придумывают историю появления растения, его характер, взаимоотношения с другими цветами… Словом, развивают свою фантазию, что очень необходимо будущему музыканту.

– Вместе с коллегой Изабеллой Гречко вы за последние десять лет освоили новый вид путешествий – музыкальные туры. Какие из них самые памятные для вас?

– С Изабеллой Георгиевной у нас во многом сходятся музыкальные пристрастия. Вместе с ней во время каникул мы посетили в Европе многие концерты и памятные места, связанные с выдающимися музыкантами. Впечатлили Зальцбург, освященный именем великого Моцарта, музей Фредерика Шопена в Варшаве. Восхитил великолепный Париж, музыкальный голод по классике утолили в австрийской Вене, во французской Ницце и в Монте-Карло – столице княжества Монако. В Мюнхене посетили Белый замок в Альпах, построенный в честь немецкого композитора Рихарда Вагнера. Запомнились Португалия и Испания. Но больше всего удивил меня город Вербье в Швейцарии – центр мирового горного туризма. Там ежегодно в августе проводится международный фестиваль классической музыки. Туда съезжаются самые знаменитые исполнители. В этом городе мы слушали выступление и нашего знаменитого пианиста-виртуоза Евгения Кисина.

Летом нынешнего года мы побывали в Праге, где посетили два филармонических концерта. А также восхитились культурными шедеврами в Мюнхене, Риме и Флоренции. Кстати, на фестивале в Мюнхене в исполнении зарубежных исполнителей два часа звучала только русская музыка. Там же мы услышали выступление Пласидо Доминго – одного из величайших теноров современности.

Музыкальные нюансы

– В вашу бытность заведующей теоретическим отделением в Сахалинском музыкальном училище игре на скрипке учился ныне всем известный российский композитор и певец Игорь Николаев. Чем вам запомнился этот студент?

– Своей неординарностью. Уже тогда Игорь создал свой ансамбль, сочинял песни. Однажды я пришла на выпускной экзамен, когда учащиеся писали слуховой диктант по сольфеджио.

Преподаватель играет музыкальный отрывок, а студентам нужно переложить мелодию на ноты. Задача не из легких. Смотрю – все ребята еще сосредоточенно что-то пишут, а Николаев уже сдает готовую работу. Настолько быстро он схватывал все нюансы в музыке.

Впрочем, у нас и в ЦДМШ много талантливых воспитанников. На международном конкурсе «Открытая Европа» в 2012 году в Москве победила моя ученица – пианистка Александра Кузнецова. У меня занимались двое замечательных парней – Даниил Страковский и Сергей Ким. Я объдинила их в фортепианный дуэт, и в позапрошлом году мы с ними ездили в Санкт-Петербург на международный конкурс «Будущее планеты». Там наши ребята заняли второе место. Сергей удивил многих участников и специалистов еще и на конкурсе во Франции, в городе Марселе. Сыграв довольно сложное произведение Роберта Шумана, был признан победителем.

Моим первым ученикам уже за 50, но со многими и по сей день я поддерживаю связи. Под Новороссийском живет и работает в музыкальной школе моя бывшая воспитанница Вика Лукьянчук. Мы часто связываемся с ней по скайпу, беседуем, интересуемся делами друг друга. И я вижу в ней свое отражение – она вся в музыке. Не зря говорят – учитель продолжается в своих учениках.

Блицопрос

– Ваша дочь – Мария Наумова тоже преподает фортепиано в ЦДМШ. Как вы ее учили?

– Маша с пеленок была окружена музыкой – дома я играла на инструменте, с кассет и пластинок звучало много классических произведений, муж на ночь пел любимой дочурке колыбельные. Я брала малышку на концерты, так что, можно сказать, она выросла в концертном зале или за кулисами. Все это и определило ее поступление в нашу музыкальную школу. Дочь была степендиатом фонда юных дарований. Сейчас в ЦДМШ учится моя внучка Анастасия.

– Помимо музыки, каков круг ваших увлечений?

– В школьные годы играла в баскетбол, каталась на коньках и лыжах. Люблю читать. В свое время муж приобщил меня к яхтенному спорту. Главное увлечение последних лет – путешествия. Ходила на фитнес, но сейчас на занятия не хватает времени.

– А если бы в сутках появился лишний час, на что бы вы его потратили?

– На свою дачу. Наконец-то навела бы там порядок.

Фото из архива Татьяны Кузьминой

Источник

Следующая новость
Предыдущая новость

В Корсакове выбрали факелоносцев и маршрут эстафеты «Детей Азии» Юрия Дудя вдохновила и одновременно расстроила бесконечность на стенах Южно-Сахалинска НЭП. Выпуск от 25 июня Сахалинцы попадут под действие солнечной интерференции Точка опоры. Детство и семьи

Последние новости