Метания с метаном

04.12.2017 9:43 5

Сервис с экономией

В преимуществах газа как автомобильного топлива бизнесмен из Южно-Сахалинска Руслан Кириллов убедился на собственном опыте. В марте этого года он открыл «Эко Такси» с газифицированным автопарком и уже успел оценить, насколько экономичен такой транспорт.

– Мы закупили 30 машин – Kio Rio 2016 года выпуска, все работают на газе. Заправка одной обходится в 300 рублей, на этом запасе она проезжает около 300 километров. Для сравнения: заполнить такой же бак бензином стоит уже 1,5 тысячи рублей. Топливная экономия благоприятно сказывается и на наших клиентах, – рассказывает Руслан.

С покупкой топлива у предпринимателя тоже полный порядок – его такси практически без отрыва от производства заправляют специалисты передвижной газозаправочной станции, которая не так давно появилась в Южно-Сахалинске.

На днях в село Дальнее, где базируется мобильный газозаправщик, отправилась группа депутатов облдумы.

Главный инженер производственно-строительной компании «Сахалин» Александр Зиновьев сообщил парламентариям, что своих клиентов они заправляют газом, добытым в рамках проекта «Сахалин-1».

– Чтобы запитать оборудование, провели уникальную операцию – врезку под давлением, не отключая магистраль. Специалисты из Хабаровска прорезали технологическое отверстие, после чего газовая труба пошла до нашей станции, – посвятил гостей в технологические тонкости инженер.

Голубое топливо проходит через газорегуляторный шкаф, где его давление понижается до нужной отметки, а затем проходит грубую очистку и отправляется в компрессор. Все оборудование здесь автоматизировано, а весь купленный газ отображается в системе коммерческого учета.

Исполнительный директор ПСК «Сахалин» Валерий Болтик сообщил, что у предприятия с «Газпромом» подписан единый договор на поставку топлива, и его объемы стороны корректируют в зависимости от потребности.

– У нас есть технические условия на определенный объем газа, которого хватает на компрессорную станцию и две очереди мини-завода СПГ. Передвижной газозаправщик вмещает 5 тысяч кубометров газа и способен делать 200 заправок в сутки. Если объем потребления повысится, то мы приобретем еще одну такую же машину, – говорит Болтик.

Однако уже сегодня мощность станции в Дальнем на 30 процентов больше, чем у заправки «Газпрома» в Южно-Сахалинске.

По словам Болтика, теоретически компримированным газом, который здесь реализуют, можно заправлять и небольшие котельные, но для этого нужны специальные емкости. В настоящее время комплекс производит сжатый газ, который подходит для автомобилей и использования в быту. Сегодня передвижная станция обеспечивает топливом не только «Эко Такси», но также муниципальные автобусы и спецтехнику ЖКХ.

– Мы предлагаем пользователям удобный сервис: водителям не надо сходить с маршрута и ехать на заправку. Наши специалисты приезжают в удобное для клиента время – хоть днем, хоть ночью. Не нужно стоять в очереди к колонке, – говорит Болтик.

Если водителям – сервис, то бюджету предприятий – существенная экономия издержек. Директор ПСК «Сахалин» предложил гостям сравнить две цифры: или платить 42 рубля за литр бензина или 17 – за «куб» газа. Пробег такой объем дает одинаковый.

Кстати

Организаторы парламентских слушаний собирают предложения островитян по газификации региона. Их можно присылать на электронную почту kukaeva@dumasakhalin.ru или на адрес облдумы: ул. Чехова, 37

Бонусы за газ

По словам председателя облдумы Андрея Хапочкина, стимулировать владельцев транспорта переводить своих железных коней на газ областные власти будут через бюджетные компенсации части затрат на переоборудование.

Начальник управления газификации профильного агентства Данила Вертопрахов отметил, что предусмотрены и другие бонусы. Например, скидка на транспортный налог.

– Машине на газе государство снижает ставку на 50 процентов. Особенно это выгодно владельцам авто с большим количеством «лошадей». Подробнее о преимуществах перевода транспорта на газ можно почитать на сайте областного агентства по развитию электроэнергетики и газификации, – сообщил Вертопрахов.

Он добавил, что нормативный акт о компенсации пока еще не утвержден, но деньги на них в бюджете уже заложены. Пока сумма небольшая – 1 млн 800 тыс. рублей, но если интерес островитян к газификации автомобилей повысится, то ведомство попросит увеличить финансирование.

– Сколько времени занимает процесс перевода транспорта на газ? – поинтересовалась депутат Наталья Захарчук.

По словам Вертопрахова, переоборудование автомобиля займет два дня. Чаще всего газовый баллон устанавливается в багажнике, но иногда его размещают и под машиной. Кстати, у «Газпрома» сейчас действует скидочная программа на установку газового оборудования. Правда, распространяется она только на частных лиц, для предприятий льгот у компании не предусмотрено.

На островном рынке ПСК «Сахалин» и «Газпром» – прямые конкуренты, но трудности со сбытом сжатого голубого топлива сегодня есть у обеих компаний.

– В нашем понимании должен быть один оператор – в разрозненном виде система не работает. Мы не можем продвигать эту услугу, потому как за ней поедут к ним. У них не получается сделать ее массовой, так как юридические лица обслуживаются у нас. Сейчас мы как раз ведем с ними переговоры о централизации процесса, – сообщил Болтик.

Захарчук поинтересовалась, какие препятствия мешают переводу на газ транспорта в муниципалитетах области? Руководитель ПСК «Сахалин» отметил, что основная проблема – в нехватке финансирования.

– Сейчас покупается 13 автобусов на газе для Южно-Сахалинска. В следующем году еще девять. Конечно, нужны заявки от районов. Потребность гораздо больше, чем мы сегодня можем закрыть, – рассказал Вертопрахов.

Открытие «Эко Такси» позволило частично нагрузить новую газозаправочную станцию, но большая часть ее мощностей сейчас не востребована, говорит Болтик.

– В самом начале проекта мы заключили соглашение с правительством, которое пока полностью не реализовано, – добавил он.

Вертопрахов сообщил, что к концу этого года в регионе переведут на газ уже 200 машин. Из них с заводским газовым оборудованием купили 40 автобусов и шесть единиц техники. Их эксплуатируют муниципальные предприятия «Транспортная компания», «Электросервис» и «Городской Водоканал». Остальной транспорт переоборудовали.

По словам Болтика, сейчас в России идет волна по переводу на газ карьерной и сельскохозяйственной техники, так как использовать дизтопливо становится все дороже. Передвижная газозаправка сегодня вполне может обслуживать потребителей и за пределами областного центра – например, в Корсакове и Долинске. Загвоздка в том, что там практически нет транспорта на газе.

– Для Корсакова мы попросили 10 единиц техники ЖКХ и два автобуса. На автобусы деньги выделили, а на технику – нет. Но ради двух автобусов такой большой трейлер с газом в Корсаков не поедет. Может, эту тему стоит поднять на предстоящих парламентских слушаниях? Необходимо выделять сразу все средства на технику – тогда будет развитие, а потом и такси на голубом топливе там появится, – отметил Вертопрахов.

Сколько необходимо техники, чтобы выезд на их заправку был оправдан, поинтересовался у него депутат Саркис Акопян.

– У нас есть наглядный пример: муниципальные предприятия «Электросервис» и «Водоканал», в распоряжении которых шесть КамАЗов на газе. Они подают заявку, и она исполняется, – ответил Вертопрахов.

В «Транспортную компанию» для заправки автобусов специалисты ПСК «Сахалин» выезжают ежедневно. Баки наполняют на территории предприятия, когда рейсы заканчиваются. Одной заправки автобусу хватает на всю следующую смену.

Сейчас кубометр газа компания отпускает клиентам за 10 рублей. Цену на голубое топливо недавно снизили почти вдвое – вслед за поставщиком.

– Для нашего предприятия этот шаг не очень выгоден, учитывая еще и небольшие объемы реализации. Но таким ходом мы надеемся увеличить число желающих ездить на газе, – отметил главный инженер Александр Зиновьев.

16 Весточек

Вторая очередь проекта, который реализует ПСК «Сахалин», – мини-завод СПГ. На него депутаты отправились после осмотра газозаправочной станции. Объект почти достроен. Его мощность – 1,5 тонны в час или 12 тысяч тонн в год.

– Если сжечь этот объем в котельной, то получится 16 гигакалорий в час. Например, для обогрева Весточки требуется 1 гигакалория. Один котел в котельной Невельска как раз вытягивает на 16 гигакалорий, – рассказывает Болтик.

Депутаты обратили внимание на то, что сдача объекта несколько затягивается, и спросили о причинах.

– Пока еще нам не пришли вспомогательные сооружения. На задержку повлияло недофинансирование со стороны Корпорации развития Сахалинской области. Мы надеемся, что в конце января – начале февраля уже начнем пусконаладку. Осталось немного работ. У нас здесь нет больших и капитальных зданий, все – в блочно-модульном исполнении. Все блоки готовые – уже с автоматикой, сданы и сертифицированы. Они уже пришли сюда с заводской готовностью 95-98 процентов, – пояснил он.

Оборудование здесь смешанного производства: компрессоры – итальянские, а осушка, очистка, подготовка газа, автоматика, пожаротушение и другие элементы завода собирали в Санкт-Петербурге. Основная технология сжижения произведена проверенной компанией в Екатеринбурге. На ее счету – уже три таких станции по России.

– Например, для РЖД в Якутии, где ранее на полустанках топили соляркой. Доходило до того, что любители наживы подпирали там сторожа в будке, выкачивали топливо и уезжали. Теперь там пустили завод СПГ, станцию хранения и регазификации, газ перевозят в специальных емкостях по платформе. Мы, прежде чем заняться проектом, объездили почти всю страну, побывали на уже работающих предприятиях, потрогали все своими руками, – отметил Болтик.

Ввести в эксплуатацию завод планируют до марта следующего года. Депутат Александр Болотников поинтересовался, кто станет первым потребителем газа с этого завода СПГ? По словам руководителя ПСК «Сахалин», несмотря на быстро меняющиеся планы, отдельные договоренности уже есть. Сжиженный газ хотят покупать рыбопереработывающий завод в Озерском, предприятие по производству агар-агара в Корсакове, рыбокомбинат в Южно-Курильске. Ранее в разработке была котельная в Макарове, но этот проект приостановили.

– Правительство РФ старается переориентировать всех на внутреннее потребление газа. Многие на материке уже перешли на голубое топливо, мы пока буксуем. Между тем, островные предприятия уже просчитали свою выгоду, и хотят газифицироваться, – высказался депутат Игорь Осипенко.

Болтик сообщил, что реализуемый проект прошел все федеральные проверки и находится на контроле у полпреда президента в ДФО Юрия Трутнева. Но вопрос о сбыте газа стоит сегодня остро и его необходимо вынести на публичные слушания, считает он.

– Через два месяца уже будет газ, а мы еще думаем, куда будем его реализовывать. И вместо того, чтобы экономить бюджетные средства, которые сейчас тратятся на дорогое топливо, мы пойдем продавать его коммерсантам. Но мы уже не раз говорили: нам важно, чтобы проект был реализован внутри Сахалина, мы для этого его затевали и стучались во все двери, – отметил Болтик.

По его словам, Корпорация развития вложила в проект 700 млн рублей, софинансирование ПСК «Сахалин» составило123 млн рублей.

Кубы в подарок

Последним пунктом депутатской поездки стала станция «Газпрома» на проспекте Мира в Южно-Сахалинске. Как и в ПСК «Сахалин», здесь реализуют метан по 10 рублей за куб. К слову, это сегодня самая низкая цена по России.

Как рассказал начальник станции Дмитрий Федосейкин, для потребителей действуют различные программы. Например, физлицам при переоборудовании транспортного средства дарят топливную карту, на которой 2 тысячи кубов газа. А для предприятий предусмотрена услуга переоборудования транспорта в лизинг.

Для гостей провели и небольшой ликбез: легковой автомобиль после переоборудования сможет ездить как на газе, так и на бензине. Если один из видов топлива в баке кончается, то переключение происходит автоматически. Поэтому владельцы транспорта на газе могут не опасаться ездить на дальние расстояния, где еще нет метановых заправок.

По словам Федосейкина, при установке оборудования на транспорт водитель обязательно проходит инструктаж, ему выдают специальное удостоверение, которое подтверждает его право ездить на газовом авто. Также он получает свидетельство, в котором указано, что данный транспорт переоборудован на определенный вид газа (метан или пропан), и другая важная информация. Эти документы водитель обязан предъявить на газозаправке, иначе в услуге ему откажут.

Специалисты утверждают, что метан, который предлагают на сахалинских газоколонках, безопаснее пропана. Метан – летучий, и если к отрытому баллону поднести спичку, то он будет гореть, но не взорвется. Пропан же при утечке концентрируется и стелется, поэтому и считается более опасным.

Данила Вертопрахов сообщил, что по всему Сахалину планировалось построить 11 таких станций, чтобы газовый автомобиль мог спокойно проехать от Южно-Сахалинска до Охи.

– Однако стоимость этой заправки – 250 млн рублей. А ее загруженность сегодня составляет всего 6 процентов, поэтому «Газпром» говорит, что пока она не повысится, новых станций открывать не будут. Компании это невыгодно. Сейчас стоит задача массово переводить муниципальный транспорт и спецтехнику на газ. Это позволит экономить бюджетные деньги и улучшить экологическую ситуацию, – отметил он.

Подводя итог поездке, Андрей Хапочкин попросил участников встречи предоставить в Думу полную информацию о существующих проблемах. Эти вопросы в числе прочих будут включены в повестку предстоящих парламентских слушаний о газификации региона, которые пройдут 14 декабря.

Источник

Следующая новость
Предыдущая новость

Литературные дали Медвежонок с шашлыками принес сахалинцу 5000 рублей Семейные ценности. Семья Мурашовой Горнолыжный курорт на Сахалине обеспечат мини-отелем и гостевыми домами Центр внимания. Выпуск 13 ноября

Последние новости