Он приехал в областной центр в рамках проходящего сейчас первого фестиваля телевизионных художественных фильмов «Утро Родины». Обращаясь к зрителям, гость сказал, что предлагает провести встречу не в форме обычной лекции, изобилующей киноведческими терминами, а в форме беседы. То есть, он расскажет суть проблемы, а потом последуют вопросы и предложения, в которых можно будет отыскать и рациональное зерно.
Начав свое получасовое выступление, Разлогов сообщил, что желание поднять эту тему навеяно его исследованиями о том, как правильно экранизировать классические произведения: не отступать от оригинала ни на йоту или истолковывать мысли автора по новому, с высоты своего времени, и для этого переделывать произведение?
– Ни один из этих подходов нельзя назвать абсолютно правильным или абсолютно неправильным, – подчеркнул киновед. – Жанр повествования изначально был заложен в кинематограф, и его изначально ждал зритель. Тем более, что большинство первых фильмов было экранизацией литературных произведений, то есть повествованием. Но одновременно кинематограф не мог обходиться без зрелищности, это был его обязательный элемент.
По выводам президента Гильдии киноведов и кинокритиков, начиная с ХХ века зрелищность становится основополагающей в кинематографе, сейчас ее высшая точка – это спецэффекты, стереозвук и стереоизображение на большом экране. Разлогов привел такой пример: во время долгого перелета в самолете он решил посмотреть на вмонтированном в кресло экране фильм, взявший «Оскара», и через несколько минут понял, что картину невозможно воспринимать на маленьком экране – на нем она просто теряется.
Таким образом, повествованию на большом экране остается все меньше места. Поэтому и сложилось такое разделение: в кино люди идут за зрелищем, а повествование о традиционном конфликте человеческих отношений переместилось в телевизионные сериалы. Но и они не могут обойтись без элементов зрелищности.
Интересные процессы трансформации повествования происходят и в Интернете. Возник запрос на новую форму его подачи, как когда-то на телесериал. Какой эта форма будет – в этом русле и развернулась беседа с Кириллом Разлоговым.
Пришедшие на встречу отмечали, что между залом и гостем из Москвы не было никаких барьеров. Люди оценили его умение создать подлинно дискуссионную атмосферу, уважительное отношение к аудитории.
Кстати, сам киновед несколько раз напоминал: если я сказал вам слишком много умного и малопонятного, то это не значит, что я знаю больше вас – просто я больше ориентируюсь в истории кинематографа и закономерностях его развития, вы же больше ориентируетесь в современной жизни.
Его вывод – чтобы двигаться вперед и не застревать, всегда нужно живое общение. Хорошей площадкой для него стал фестиваль «Утро Родины».