Наживка в сети

07.05.2018 1:40 0

«Развод» на купюры

Недавно южно-сахалинские сыщики задержали молодого человека, который сыграл на доверчивости и обогатился на 5 тысяч рублей. Началось все с того, что приехавший в областной центр мужчина сел в такси и поведал водителю, что ему необходимо оформить регистрацию в городе для трудоустройства. Тогда сидевший за рулем сказал ему: я могу тебе помочь через своих знакомых, надо только заплатить деньги, и документы оформят в кратчайшие сроки.

Звучало это убедительно. На следующий день случайные знакомые встретились. Приезжий отдал таксисту 5 тысяч рублей.

Тот скрылся и на связь с заявителем больше не выходил.

Тогда обманутый пассажир обратился в полицию, сыщики установили местонахождение злоумышленника. Он сразу признался, что никаких знакомых у него не было, и помогать с трудоустройством не входило в его планы. Просто пассажир показался ему удобной мишенью для обмана.

Следователи возбудили уголовное дело по подозрению в мошенничестве. Южносахалинец теперь находится под подпиской о невыезде, сообщили в пресс-службе регионального УМВД.

Еще один похожий пример. Житель областного центра увидел объявление о сдаче комнаты в квартире за 6 тысяч рублей в месяц. Позвонил по номеру хозяйки. Та ответила, что комната свободна, заселиться можно прямо на следующий день. Надо только оформить договор с агентством. Встретиться договорились через несколько дней, 1 мая. Мужчине позвонили, и почему-то назначили встречу возле почтамта. Две представительницы агентства извинились, что возникли непредвиденные обстоятельства, и у них мало времени, дали бланк договора и попросили его подписать. Потом взяли 6 тысяч рублей, вручили приходный ордер и сказали: теперь можете ехать за ключом по такому-то адресу на улицу Ленина. Потерпевший гнал от себя дурные мысли, но, приехав в указанную квартиру, обнаружил, что его обманули. Вышедшая женщина сказала, что комната у нее уже сдана! А в тексте договора черным по белому было напечатано: агентство предоставляет информационные услуги о наличии жилья…

Оба случая – типичный пример контактного мошенничества, когда хитрецы включают свое обаяние и владение психологией, чтобы обмануть людей при непосредственном общении… Таких эпизодов становится все меньше, свидетельствует статистика островной полиции. Потому что злоумышленники все чаще практикуют обман бесконтактный – через виртуальное пространство, и отточили в нем свое мастерство. Риска для них здесь меньше, поскольку общение идет только на расстоянии, а выгода заметно больше, чем при общении в реале. В последнее время таким способом на удочку мошенников попадаются люди, ищущие работу, желающие оформить кредит на льготных условиях; покупатели горючего, рассказал начальник отдела по раскрытию преступлений против собственности управления уголовного розыска УМВД РФ по Сахалинской области Алексей Лосев.

Реакция на изменения

Мошенники основательно готовятся к «разводу», используют названия реально существующих компаний с хорошей репутацией. Они также быстро реагируют на изменения коньюнктуры рынка и начинают завлекать жертву тем товаром, на который появился повышенный спрос. Зимой это уголь, весной и летом – горюче-смазочные материалы.

– Так что с приближением лета можно ожидать всплеска мошеннических предложений о продаже горючего по ценам ниже рыночных и прочего. И «выгодных» предложений о трудоустройстве, – подчеркивает Лосев. – Поэтому не стоит сразу доверять заманчивым объявлениям. Людей должно насторожить, если на том конце провода избегают прямого контакта.

Мошенники, как правило, рассчитываться предлагают через онлайн-банкинг, который сейчас становится все более популярным. На это и делается ставка: все о нем знают, но не все до конца понимают его суть.

Алгоритм действий хитрецов в общих чертах известен. Главное для них – привлечь выгодной ценой. Дальше они говорят, что находятся сейчас в отъезде и предлагают заплатить небольшой аванс за свой товар. Чтобы потенциальная жертва не слезла с «крючка» напирают на то, что были уже звонки от других покупателей, и они готовы подъехать за покупкой.

На похожую наживку попадаются люди, давшие объявления о пропаже каких-либо вещей и вознаграждении нашедшему. Мошенник несколько раз звонит хозяевам утраченного имущества, интересуется, давно ли оно потеряно, сетует, что не может подъехать сам. Потом предлагает сделать небольшую предоплату в счет обещанной благодарности…

– Поэтому при звонках от нашедших пропажу нужно выяснить у них все детали, связанные с разыскиваемым предметом (например, номер и серию паспорта, водительских прав, если речь идет об их утрате), – советует Лосев. – Когда это не вызывает затруднений, то повода для сильного беспокойства нет. Также нужно добиться встречи с продавцом дешевого товара. Человек, не имеющий злого умысла, не станет отказываться от непосредственного знакомства.

Как правило, виртуальные аферисты работают в группе. Полученные обманным путем деньги обналичивают не сразу, а через разные счета, иногда в других регионах. Попав в поле зрения полиции, владельцы этих счетов могут сказать, что ничего не знали о преступном характере деятельности: просто друг одного из них должен был перевести деньги, и кто же мог подумать, что добыты они обманным путем… На распутывание всех этих цепочек уходит много времени – нужно посылать запросы в процессинговые центры, где фиксируются переводы денег.

Смена ориентиров

Еще одна характерная черта последних двух лет – все реже на «удочку» ловкачей попадаются пожилые люди (хрестоматийный пример – звонок от попавшего в ДТП «родственника», которому срочно надо перевести деньги, чтобы правоохранители не заводили уголовное дело). Здесь сыграла свою роль профилактика, отмечают в полиции.

Лет пять назад для помощи «попавшим в беду родственникам» пожилые сахалинцы отправляли массу переводов, как правило, через Сбербанк. Чтобы поставить заслон мошенничеству, банковские службы безопасности модернизировали систему проверки и защиты. Участковые позаботились о памятках: после звонка от «попавшего в беду» или «совершившего преступление» родственника первым делом нужно ему перезвонить. Связаться с другими родными и близкими.

Напомним, что такие преступления набирали обороты с 2012 года. Тогда наши сыщики установили группу, которая состояла из осужденных одной из новосибирских колоний. Сидельцы промышляли тем, что звонили на стационарные телефоны в Южно-Сахалинске и разыгрывали маленькие спектакли. Номера набирали наугад, и когда попадали на пожилого человека, существенно пополняли свои счета. Телефонные мошенники быстро смекнули, что люди в возрасте более эмоционально воспринимают известие о беде, а когда захлестывают эмоции, человеку трудно оценивать происходящее одним только разумом.

Одного такого ловкача не так давно вывели на чистую воду. Это 35-летний житель Новосибирска. Мужчина звонил пожилым людям и рассказывал собеседникам о совершившем ДТП родственнике. При этом он представлялся сотрудником полиции и обещал помочь избежать уголовной ответственности.

В результате 26 обманутых сахалинцев обогатили фигуранта на 2,5 млн рублей. Жертвами новосибирца могли стать еще 17 человек, но они вовремя почувствовали подвох и сообщили о мошеннике в полицию.

Можно сказать, что первая волна мошеннических атак (где объектом нападения были пожилые люди) отбита. Но надо теперь готовиться ко второму нашествию. Злоумышленники будут концентрировать свое внимание на трудоспособных гражданах, которые не до конца понимают специфику виртуальных расчетов и мер безопасности при них. Мошенники также станут пользоваться своим умением войти в доверие. Поэтому полиция призывает сахалинцев совершать виртуальные сделки с холодной головой, изучить особенности нового вида платежей. Одним словом, сделать так, чтобы удобства онлайн-банкинга не могли использовать на свое благо мошенники.

– Законодатели работают над изменением в правовых актах, чтобы поставить дополнительные барьеры виртуальным обманщикам и ужесточить для них наказание, – сказал Лосев. – Но и самим гражданам не стоит забывать поговорку про бесплатный сыр и мышеловку.

Наша справка

За 3 месяца 2018 года мошенникам удалось обмануть сахалинцев на сумму более 2 млн рублей – такова статистика регионального УМВД. За этот же период 2018 года у нас в области совершено 273 правонарушения, которые квалифицируются в Уголовном Кодексе как мошенничество. Из этого числа более 100 нарушений закона совершены с помощью информационных и коммуникационных технологий.

Источник

Следующая новость
Предыдущая новость

Сахалинские волейболистки выиграли у саратовского «Протона» - 3:0 Теплицы для рассады привезет СахГУ из Японии Сахалинский проект поборется за победу в национальной премии «Хрустальный компас» В Южно-Сахалинске автолюбитель не уступил сотрудникам ДПС и разбил машину Сахалинка, потерявшая ребенка в перинатальном центре, рассказала свою версию событий

Последние новости