Условия рынка
Поводом для того, чтобы собраться за круглым столом, послужило событие радостное. 2018 год – юбилейный для части островных газет, многим из них исполняется 70 лет. Отдел краеведения Сахалинской областной универсальной научной библиотеки пригласил на встречу известных журналистов, преподавателей, представителей общественности и детских журналистских объединений. Они попытались ответить на ряд острых вопросов – о месте газеты в современном обществе, о ее востребованности и, конечно же, о будущем периодической печати.
Нужно сказать, что прогнозы в этот день звучали разные, однако участники круглого стола сошлось во мнении: читать газеты население Сахалинской области, да и России в целом, стало меньше. Почему это происходит, сказать однозначно затруднились.
– Вот все горят о компьютерах и гаджетах и нередко их ругают, – рассуждает редактор издания «Рыбак Сахалина» Владимир Бубнов. – Но в той же Японии электроники гораздо больше, чем у нас. Но и многие газеты там выпускаются миллионными тиражами. Народ их покупает и читает, в то время как в России они остаются невостребованными.
Прозвучало мнение, что в период засилья желтой прессы люди просто утратили доверие к СМИ, в огромном количестве выпускаемой периодики выбрать что-то по-настоящему качественное и интересное непросто. Так, по словам вице-президента Сахалинского фонда культуры Валерия Белоносова, современным газетам очень не хватает идеи. Впрочем, как считает известный сахалинский общественник, эта отрицательная, по его мнению, тенденция свойственна не только прессе, но и всему обществу в целом.
– Вы любого американца спросите о его идее. Он скажет, грубо говоря «Америка превыше всего». Спросите любого японца. Он скажет: «У нас бедная страна. Нам нужно очень много работать». К сожалению, у нас такой идеи нет. – Сказал Белоносов.
По мнению известного медийного деятеля Владимира Чуйко, интерес к периодике заметно возрастет, когда сами газеты пересмотрят отношение к организации своей работы.
– В условиях конкурентного рынка газета сегодня ничего не значит без отделов маркетинга и менеджмента, – говорит Чуйко.– Я изучал прессу разных стран и могу сказать, что во всем мире тенденции одни и те же с той лишь разницей, что в России они проявляются на 10-15 лет позже, чем в других странах. Очень легко спрогнозировать, что произойдет с нашими газетами, если поехать, например, во Францию и посмотреть, как обстоят дела там.
Мультимедийный профиль
Владимир Викторович отметил, что в зарубежных странах в основном работают крупные региональные издания, которые «живут» на рекламе. В нашей стране такая практика пока не очень распространена. Другой важный момент, по мнению Чуйко, – это подготовка кадров. Будущие журналисты, обучающиеся в зарубежных университетах, начинают работать в конкурентной среде наравне с более опытными коллегами уже с 3 курса.
Надо сказать, что на Сахалине эта практика тоже имеет место быть. Доцент кафедры журналистики СахГУ Наталья Зиновьева отмечает, что студенты начинают постигать профессию не только в теории, но и на практике достаточно рано.
Участники встречи предположили, что молодые люди идут работать в основном на телевидение, но Наталья Васильевна отметила, что это не совсем так.
– У нас было много профилей в разные годы. Когда заявленным направлением курса была газетная журналистика, большого интереса у молодежи действительно не возникло, – рассказывает Зиновьева. – Потом были «телевизионная журналистика» и «реклама». А сейчас мы перешли на профиль «мультимедийная журналистика» и, что интересно, среди студентов, которые обучаются на этом направлении, очень много тех, кто хочет работать именно в газетах, более того, они уже проходили там производственную практику.
Дополнением к оптимистичному высказыванию послужила выдержка из статьи журнала «Журналист» двухлетней давности. В материале сказано, что половина взрослого населения планеты каждый день читает газеты. Доходы газетной отрасли на 50 процентов выше доходов всех книжных издательств вместе взятых и в два раза больше доходов киноиндустрии. Конечно, речь идет о мировой статистике, и все же судьба печатных газет не выглядит столь пессимистично. Кстати, в этом же журнале приведено исследование региональной прессы в различных российских субъектах, и сахалинские СМИ в нем выглядят очень неплохо. Их оценили на твердую четверку.
К сожалению, во встрече за круглым столом не смогли принять участие журналисты и редакторы изданий, которые в этом году отмечают 70-летний юбилей, а их в области немало. Это газеты «Восход» (Корсаков), «Знамя труда» (Ноглики), «Невельские новости», «Сахалинский моряк» (Холмск), «Утро родины» (Анива), «Холмская панорама» (Холмск), «Красный маяк» (Курильск), «Курильский рыбак» (Северо-Курильск). Как сообщили организаторы, сотрудники муниципальных газет не смогли приехать не только из-за транспортных вопросов, но и из-за того, что у них просто очень много работы. А это в контексте прошедшего разговора довольно хороший знак.