Управляющим трестом был назначен В. А. Миллер. Тресту предстояло не просто догнать и перегнать японских нефтедобытчиков, но и отстроить на Северном Сахалине города и поселки, привлечь сюда людей, вырастить своих специалистов. Непростая задача, но первые сахалинские нефтяники с ней справились с честью.
Бурить первую скважину треста начали 10 октября 1928 года. Буровой мастер В. Н. Никифоров из Баку, десятник строителей-вышкомонтажников Е. С. Дувалов из Грозного, техник Н. В. Юфин из Майкопа. Они прибыли еще в составе первой экспедиции А. Н. Худякова. Лелеяли первую скважину как дитя, и 6 ноября с глубины 191 метр скважина дала нефть (сколько ради нее бился Г. И. Зотов!). Через несколько дней ее сдали в эксплуатацию, к концу года она дала 296 тонн высококачественной нефти.
В период создания треста «Сахалиннефть» на советских нефтепромыслах применялся ударный метод бурения. К 1934 году практически вытеснен более прогрессивным вращательным
Интересно полистать страницы «Советского Сахалина» 20-х годов. 10 февраля 1927 года он сообщает: «Новые города. Таких за десятилетие предположено два. Один - в восточной части Сахалина, другой - в районе озера Кизи». А уже 19 июня новая информация: «Оха - город. Окрместхозом получено распоряжение Крайкоммунотдела о том, чтобы в текущем году приступить к планировке нового города - Оха. Новый город включен в пятилетний план городского строительства края». Здесь же можно найти сообщения об организации ячейки Осоавиахима, пуске первого предприятия треста - лесопилки, строительстве жилых домов, организации первых пионерских отрядов. Появился в Охе и клуб, открылись первые школы, амбулатория, больницы. Правда, всех пациентов обслуживали всего один врач, два фельдшера и провизор, но и народу пока в новоиспеченном тресте было немного.
Технический паспорт первой нефтяной скважина треста «Сахалиннефть». 1928 год
Отношения между трестом и концессионерами были любезно-дипломатическими. Но за дипломатией скрывались весьма конкретные экономические понятия. Трест продавал свою нефть концессионеру, так как не имел возможностей ее вывезти либо хранить. Концессионер предоставлял для советских учреждений помещения, которых остро не хватало, снабжал трест некоторыми материалами и инструментом. Получше обстояли у концессионера и дела с жильем, в то время как рабочие треста вынуждены были на первых порах пользоваться палатками, времянками.
«Сезонка», «Ситцевый городок», «242-й участок», «Дамир» - кому из старожилов Охи не знакомы эти названия?! С ними связана целая жизнь. Поселок Дамир с одноэтажными деревянными и фибролитовыми домиками простоял до 1980 года. «Даешь мировую революцию!» - так расшифровывалось его название. Время диктовало идеи. Люди трудились, добивались успехов во многом благодаря энтузиазму. Зарплата работников треста поначалу была выше, чем у концессионеров, зато цены в концессионных лавках - ниже. Поэтому в негласной конкуренции между трестом и концессионером первый явно проигрывал. Москва, где тогда находились головные руководящие органы треста, плохо понимала, что нужно нефтяникам Северного Сахалина.
МИРОНОВ Степан Ильич (1883–1959), геолог-нефтяник, академик АН СССР (1946), первый директор НГРИ. В 1908–1910 годах участник Сахалинской экспедиции в отряде П.И. Полевого. Детально описал разрез Р. Даги, месторождение Нутово и площадь Боатасино. В 1925–1926 годах консультант Главконцесскома при подготовке договора с Японией. В 1947–1950 годах директор филиала АН СССР в Южно-Сахалинске.
Тем не менее, невзирая на все политические, экономические и бытовые сложности, «советский сектор» нефтяного Сахалина развивался. Создавалась, как говорится сегодня, инфраструктура. Деревянная, барачная, неказистая, но своя. В 1928 году начали прокладывать первую узкоколейную железную дорогу к побережью залива Уркт для перевозок нефти и других грузов. Пароходы становились на рейде, пассажиры и грузы до берега доставлялись кунгасами, а далее передвижение осуществлялось по узкоколейной паровозной линии. По-другому эту дорогу называли декавилькой. Декавилька! Удобная штука для передвижения - съемные рельсы и шпалы позволяли переставлять путь с одного участка на другой. Не надо было тянуть магистраль на весь маршрут… Впрочем, через год охинцы приступят к строительству настоящей железной дороги и положат на это немало сил и средств. А пока по Охинскому району передвигались на лошадях…
Кстати
Предыдущую публикацию на данную тему вы можете прочитать здесь
Бригада плотника Наума Листопадова заложила начало строительства улицы Цапко, (в то время поселка имени партизана Цапко), построила клуб на 10-м участке, два барачных дома на 17-м, общежитие, здание почты… Пароход «Тунгус» к осени 1929 года привез типографию, и 24 ноября вышел первый номер газеты «Сахалинский нефтяник». В 1929-м же году трест ввел в строй электростанцию… В Оху прибыла новая партия специалистов - рабочих из Баку, Грозного, Майкопа - с опытом работы на нефтепромыслах, рабочих других специальностей - до 1 000 человек. Обострилась проблема с жильем, но дел хватало всем.
Охинский нефтепромысел 30-х годов прошлого века
В тресте «Сахалиннефть» к этому времени работают пять нефтяных скважин, построен первый резервуар вместимостью 10 тысяч тонн. Люди дерзали! На Охинском промысле, начальником которого был А. Н. Парахин, построили полукустарный нефтеперегонный завод, который вырабатывал соляр, керосин и даже бензин. Уже, кстати, и было что перерабатывать - к этому времени промысел добыл более 20 тысяч тонн нефти. Емкостей для хранения не хватало, хотя нефтяники постоянно наращивали количество мерников при скважинах (по 16 тонн каждый), оборудовали отстойники для добытого сырья. Назрела необходимость в транспортировке нефти на материк.
ТАНАСЕВИЧ Михаил Григорьевич (1901–1938), инженер-геолог. В 1923 году окончил Днепропетровский горный институт, работал на Грозненских промыслах. В 1930–1937 годах главный геолог треста «Сахалиннефть». Участник XVII Международного геологического конгресса в Москве. Осенью 1937 года арестован и приговорен к высшей мере наказания. В 1955 году полностью реабилитирован.
Строительство железной дороги и одновременно порта имело важное стратегическое значение для Сахалина и Дальнего Востока. Глубина залива Байкал позволяла морским судам подходить к причалу и спокойно разгружаться, тогда как в заливе Уркт надо было перегружаться с борта на борт, с кунгаса на кунгас. Весной 1930-го началось строительство железнодорожной трассы длиной в 37 километров. Непросто пройти этот путь по болотам, марям да через тайгу при тягловой технике того времени. Более двадцати дней пробивали просеку (визирку) топографы, прибывшие с материка в Москальво с партией «Дальжелдорстроя». Пробили!
И сразу началось строительство. Дорогу брали штурмом. «Даешь!» - главный лозунг тридцатых. Кроме охинских нефтяников на строительстве были заняты до трех тысяч завербованных и заключенных. На подмогу прибыли сто комсомольцев из Хабаровска. Обстановка на объекте была напряженной. Тайга, топи, дожди, морозы и… разнородность состава строителей. Заместитель управляющего трестом М. П. Богданович круглые сутки был на стройке. Рядом - командир молодежного отряда М. Кащеев, комиссар Я. Халов, другие. В ноябре 1931 года завершили строительство моста через речку Лагури, и по железной дороге Оха – Москальво прошел первый поезд. Но в целом дорога достраивалась до 1937 года.
Одновременно укреплялся причал порта, строилась эстакада для подхода танкеров. Трест приступил к прокладке нефтепровода Оха - Москальво, строительству фибролитового завода (из фибролитовых плит строили дома).
БОГДАНОВИЧ Михаил Петрович (1889–1939), активный участник революционного движения в России. В 1918–1922 годах воевал на фронтах Гражданской войны (в частности, был комиссаром «Золотого эшелона» — см. одноименный фильм режиссера И.Я. Турина). В 1922–1928 годах на руководящей и хозяйственной работе в Грозном и Туапсе. На Северном Сахалине с 1928 года, заместитель управляющего трестом «Сахалиннефть», а потом и управляющий трестом. С 1932 по 1939 год возглавлял различные крупные структуры, в том числе был управляющим Всесоюзной конторой «Камчатнефтеразведка». В 1939-м поехал в отпуск, во Владивостоке был неожиданно арестован и расстрелян. Реабилитирован в 1957 году. Награжден орденом Красного Знамени и орденом Ленина.
Жили трудно, но интересно, радовались каждой трудовой победе, приходу пароходов, а уж появление самолетов привлекало массу народа. Случалось, суда не доходили до острова в силу неразберихи или стихийных бедствий, тогда голодали, тогда - цинга и болезни. В Охе работал цингаторий…
И тем не менее Охинский нефтепромысел действовал, развивался. За пять лет было построено более 20 скважин. В 1932 году на северном участке получили первый трестовский фонтан. Объем добычи ценного сырья вырос в несколько раз по сравнению с 1929 годом. Около 200 тысяч тонн нефти было добыто в 1933 году. Между тем областные органы власти и партийные руководители ставили перед нефтяниками треста сверхзадачи - довести добычу нефти до двух миллионов тонн «с проведением двух новых нефтеперегонных заводов…». Правда, чуть позже амбиции стали более умеренными и реальными: добыть в 1937 году до 600 тысяч тонн нефти…
ТАНАСЕВИЧ Михаил Григорьевич (1901–1938), инженер-геолог. В 1923 году окончил Днепропетровский горный институт, работал на Грозненских промыслах. В 1930–1937 годах главный геолог треста «Сахалиннефть». Участник XVII Международного геологического конгресса в Москве. Осенью 1937 года арестован и приговорен к высшей мере наказания. В 1955 году полностью реабилитирован.
Практически в эти годы трест «Сахалиннефть» перегнал конкурента - японскую концессию. Дела у последней шли неважно: если трест в 1937 году добыл более 350 тысяч тонн нефти, то концессионный промысел в 2,5 раза меньше. Кстати, с этого года отношения между трестом, а вернее Советами и концессией, усложнились. Япония подписала антикоминтерновский пакт с Германией. С российской стороны была организована акция протеста относительно плохого обращения с русскими рабочими… Впрочем, трест «Сахалиннефть» стал опережать концессию во многом благодаря энтузиазму специалистов и рабочих, действительному желанию построить светлое будущее.