Радиус бездорожья

30.11.2017 0:29 0

Радиус бездорожья

Мы продолжаем рассказывать об истории островного региона, прослеживая взаимосвязь между делами минувших и сегодняшних дней. В год 70-летия Сахалинской области мы предлагаем вниманию читателей архивные фото и документы о событиях, произошедших десятилетия назад, и дополняем их современной информацией по той же теме.

Пешком и на коне

Дороги у нас не ругает только ленивый. Снова и снова властям предъявляются претензии по поводу того, что XXI век давно наступил, а до Охи до сих пор нет асфальта.

Однако вспомним, что данная ситуация возникла не вчера. Долгое время на севере острова вообще не было дорог в современном их понимании. С самых высоких трибун звучало: «бездорожье в районе описанию не поддается. Автомобиль до Дербинска (Тымовское) из города (Александровск-Сахалинский) движется 1,5-2 суток». А расстояние было все-то 55 километров.

Скажут – зато вот японцы дороги строили. Ничуть не бывало. Да, некоторые участки были в хорошем состоянии. Но исключительно из-за того, что передвигался по ним гужевой транспорт. Основным средством передвижения по дорогам и городским улицам были велосипеды и платформы на двух или четырех автомобильных колесах, передвигаемые конной тягой. На такой платформе иногда размещалось свыше десятка пассажиров. Использовались также конные экипажи и рикши. На большие расстояния перевозки осуществлялись железной дорогой. На Курилах, за исключением военных дорог, вообще были только конно-пешеходные тропы.

Японская дорога из Малокурильска в Крабозаводское 1946 год ГИАСО

Как сказано в архивных документах о Южном Сахалине:

«Повседневным ремонтом и содержанием дорог не занимались. Дороги ремонтировались только на том участке, который требовался. В зимнее время дороги не эксплуатировались, так как при наличие глубокого снега (до 2-х метров) он с дорог не убирался и никакой снегозащиты не проводилось. При строительстве и эксплуатации дорог никакие машины и механизмы не применялись. Работы производились исключительно ручным образом.

Все дороги на Южном Сахалине узкие. Ширина земляного полотна в среднем 4,4-5,5 метров, но есть немало участков дорог, которые имеют ширину земляного полотна 2-3 метра.

В горных местах дороги извилистые с малыми радиусами закругления, в результаты автомашины «Студебеккер» в них не вписываются».

Дороги абсолютно не были рассчитаны на тяжелый транспорт и большое количество техники. И потому наступление наших войск привело к тому, что «многие участки пришли в трудно-проезжее, а порой совершенно непригодное состояние. Участок дороги Сири-Тору (Макаров) – Сираура (Взморье), протяженностью 106 километров стал непроезжим».

В целом на 1 января 1947 года в Сахалинской области протяженность дорог составляла 8514 километров. В том числе «улучшенные добавками – 2338 км, гравийные – 71 км, с твердым покрытием – 28 км». Остальные были грунтовками и относились к категории проселочных.

9 километров в год

Спасало то, что и автомобилей было немного.

На 1 января 1948 года в области было 335 автохозяйств, которые эксплуатировали 1947 транспортных средств, в том числе 132 легковых автомобиля, 22 автобуса, 31 мотоцикл, из них 3 с коляской.

Но количество техники росло. Через год количество автохозяйств увеличилось до 450, а автотехники до 2532 единиц. В течение 1949 года в область поступило 545 автомобилей, в основном отечественного производства. А дальше – больше. И пришло время серьезно заниматься дорогами.

Бытует мнение, что при советской власти все строилось, в отличие от нынешнего времени. В отношении дорог – как раз наоборот.

Радиус бездорожьяПервый асфальт в глухомани

Только в мае 1952 года Совмин СССР утвердил проектное задание на дорогу Южно-Сахалинск – Холмск. Длина дороги на тот момент была 67,4 километра, ширина 8-10 метров. Исполнение грунтовое. В 1956 году построенная автодорога Корсаков – Южно-Сахалинск была включена в дорожную сеть республиканского значения – в грунтовом исполнении. Правда, в 1962 году началась ее реконструкция. За четыре года, по 1966-й включительно, в эксплуатацию было введено 30,4 километра с асфальтобетонным покрытием и 10 железобетонных мостов. Но – с двухполосным движением. Под дорогу третьей категории эту автотрассу перестроили уже в наше время. В 60-х годах начались работы по строительству «отвечающей современным требованиям» автодороги Арсентьевка – Макаров. Естественно – в грунтовом исполнении. До Долинска асфальт дошел только в 1977 году, Сахалинская область к тому времени существовала уже 30 лет.

О темпах строительства современных, то есть асфальтобетонных дорог, можно судить по торжественным рапортам по поводу завершения пятилеток. В 1971–75 годах на Сахалине было введено 48 километров дорог с твердым покрытием. За пять лет! В следующую пятилетку – еще 70 километров. За две последующие пятилетки – еще 61 километр. То есть если брать в среднем, строилось только 9 километров асфальта в год! Современные граждане разорвали бы власти за такие темпы.

Дорога на север

Кому-то этот факт покажется удивительным, но активное дорожное строительство развернулось в области только в постперестроечное время. В период с 1991 по 1995 год в эксплуатацию приняли 121 километр дорог с асфальтобетонным покрытием. Ну а губернатор Игорь Фархутдинов вообще сделал дорожное строительство одним из приоритетов для областной власти. При нем наконец-то завершилось асфальтирование федеральной трассы на Холмск, подверглась реконструкции уже упомянутая федеральная корсаковская трасса, и, что самое главное, достаточно быстро пошла на север региональная автодорога 64Н-1 Южно-Сахалинск – Оха.

И эта традиция была продолжена в последующие годы. Объемы дорожного строительства колебались в зависимости от возможностей финансирования, но в любом случае в разы превышали те, что были при советской власти.

Радиус бездорожьяДорога идет на север

Напомним, в 2010 году асфальт дошел до Макарова, причем один из участков трассы (189-197 километры) пришлось отсыпать по морю. Через два года асфальт был уже в Поронайске, еще через пару лет – в Смирных. В 2011 году началось строительство дороги Огоньки – Невельск. Сейчас она вся в асфальте. Активные работы развернулись и в направлении на Углегорск.

В этом году на островах (асфальтируют дороги и на Курилах) построено 50 километров автодорог с асфальтобетонным покрытием. Между Южно-Сахалинском и Охой еще предстоит реконструировать 279 километров трассы. Из них 108 километров – на отрезке между Ногликами и Охой.

Источник

Следующая новость
Предыдущая новость

Путин оценил стих о нелегком труде президента, написанный многодетным отцом с Сахалина Координаты ответственности Самбо депутата Износ ожидания Сахалинский минлесхоз обязали обеспечить охрану Дагинских источников

Последние новости