Как рассказала министр финансов Анна Харченко, законопроект подготовлен с учетом изменений в федеральное бюджетное законодательство, которые вступят в силу в январе 2018 года.
- Формирование документа происходило в условиях неопределенности из-за вносимых изменений в федеральное законодательство. Законопроект был внесен в Думу 1 ноября с прежними параметрами, так как на тот момент поправки в Бюджетный кодекс еще не были приняты – Госдума РФ их одобрила 15 ноября. Измененный текст проекта закона об областном бюджете на 2018 год и плановый период 2019-2020 в региональный парламент внесли 28 ноября.
Представленный документ предполагает, что в ближайшие три года казна будет пополняться в том числе за счет поэтапного возврата средств, вложенных в уставный капитал Корпорации развития Сахалинской области: в 2018 году – 1,6 млрд рублей, в 2019 – 13,6 млрд рублей, в 2020 – 9,8 млрд рублей. По словам Харченко, такое решение было принято из-за того, что до настоящего времени на федеральном уровне не определены размеры финансовой помощи региональному бюджету в 2019-2020 годах.
По сравнению с изначальными планами доходная часть казны уменьшилась на 15,8 млрд рублей и составила 101,2 млрд рублей. Прогнозируемый доход бюджета в 2019 и 2020 годах составит 89 млрд и 78,7 млрд рублей соответственно. Расходную часть в 2018 году оставили без изменений – 111 млрд рублей. Расходы в 2019 и 2020 годах прогнозируются в сумме 89,4 млрд и 79,3 млрд рублей соответственно. Дефицит бюджета на 2018 год прогнозируется в сумме 9,9 млрд рублей, на 2019 – 387 млн рублей, на 2020 – 604 млн рублей.
При этом внутренний госдолг в 2018 году не планируется. Дефицит власти намерены покрывать за счет переходящих остатков и дополнительных поступлений, которые региональная казна получит в будущем году.
По словам Харченко, бюджет останется социально ориентированным. На социальную сферу в 2018 году направят 54% всех расходов, в 2019 – 64% и в 2020 – 70%. В законопроекте учтена ежегодная индексация на 4% мер соцподдержки, стипендий студентам средних профессиональных заведений, зарплат бюджетников. Кроме того, обеспечен установленный уровень заработных плат для отдельных категорий работников образования, здравоохранения, социального обслуживания, культуры и спорта на основе указов президента РФ.
По прогнозам, сумма налоговых и неналоговых поступлений в 2018 году составит 80,1 млрд рублей, в 2019 – 84,3 млрд рублей, в 2020 – 77,2 млрд рублей. За счет нефтегазовых доходов казна в 2018 году получит 41 млрд рублей (51% от общей суммы), в 2019 – 32,2 млрд рублей (38%), в 2020 – 27,1 млрд рублей (35%). По налогу на прибыль по Соглашению о разделе продукции поступления прогнозировались с учетом особенности перечисления этого налога инвестором. В соответствии с законодательством иностранные инвесторы уплачивают его один раз после окончания налогового периода в размере годовой суммы налога. Размер отчислений формируется под влиянием деятельности в текущем году. Поэтому он будет исчислен по результатам 2017 года. С учетом увеличения добычи углеводородов, роста общемировых цен на нефть в этом году, а также проведением операторами проектов мероприятий по оптимизации затрат, прогноз поступлений на 2018 год по проектам «Сахалин-1» и «Сахалин-2» определен в размере 29,4 млрд рублей.
При формировании бюджета-2018 разработчики применили цену на нефть 54 доллара США за баррель по налогу на прибыль в рамках СРП и 47,9 доллара США за баррель по текущим платежам в 2018 году, а также среднегодовой курс 64,7 рубля за доллар.
В 2019 году финансовый документ рассчитывали при цене 45,7 доллара за баррель и курсе 66,9 рубля за доллар, на 2020 – 46,5 доллара за баррель и 68 рублей за доллар. По доходам, не связанным с СРП, минфин прогнозирует рост доходов на 1,8 млрд рублей.
По мнению депутата Александра Болотникова, бюджет должен расходоваться, прежде всего, на обеспечение комфортной жизни сахалинцев и курильчан. Например, освещение, транспортная доступность, мобильная связь в ряде небольших населенных пунктов до сих пор отсутствуют.
- Приоритетным проектом на ближайшие пять лет должна стать газификация региона, которая решит три проблемы: облегчит быт граждан, позволит снизить коммунальные платежи, улучшит экологическую ситуацию. Представленный проект бюджета поддерживаю, а депутатам надо объединяться и работать с правительством РФ по возврату средств, которые у нас несправедливо изъяли, - отметил он в своем выступлении.
Председатель комитета по соцполитике Виталий Гомилевский обратил внимание на «социальные цифры» бюджета: образование +1,5 млрд рублей к ранее запланированному финансированию, здравоохранение +3,5 млрд рублей, соцзащита +200 млн рублей, агентство газификации +2,7 млрд рублей.
- Когда пришла информация, что деньги из нашего бюджета забирают, мы объединили усилия, и нам удалось частично их «отвоевать» у Москвы. На 2018 год, считаю, мы в полном объеме заложили деньги, которые нужны на наши расходы. Угроз, что будут урезать социальное или другие направления, у нас сегодня нет. Мы должны приложить усилия и искать способы, чтобы вернуть изъятые доходы регионального бюджета, - отметил депутат Игорь Осипенко.
По словам председателя комитета по бюджету и налогам Натальи Захарчук, не голосовать за этот законопроект – значит, высказаться против выплат заработных платы бюджетникам, финансирования всех социальных льгот и т.д. Поэтому документ необходимо поддерживать.
Губернатор Олег Кожемяко, присутствовавший при обсуждении законопроекта, отметил, что задачей областного правительства на ближайшее время станет отстаивание перед федеральным центром доходов регионального бюджета 2019-2020 годов.
- Эту работу сахалинское правительство совместно с депутатами, Минфином, правительством РФ будет вести до мая следующего года. Нам нужны понятные проценты, прогнозируемые доходы и, безусловно, государство не допустит, чтобы расходные социальные обязательства не были выполнены, - сказал глава региона.
При этом, по его словам, нынешний бюджет, несмотря на сложившуюся ситуацию, сбалансированный и позволит выполнить все обязательства. Он отметил, что бюджет Сахалинской области на 10% больше, чем у Хабаровского края, где численность населения выше.
Кожемяко также сообщил, что за предыдущие три года Сахалин сделал мощный рывок в своем развитии. Регион вышел в лидеры на Дальнем Востоке по объемам строительства жилья и дорог, темпам благоустройства. Положительная динамика отмечена в промышленности и сельском хозяйстве. Выросло производство мяса, молока, яиц, овощей. В социальной сфере построено 19 детских садов и 5 крупных объектов социального обслуживания, 14 фельдшерско-акушерских пунктов, 1 амбулатория и 6 отделений и корпусов больниц, а также около 50 спортсооружений.
- За период с 2015 года на Сахалине и Курилах в общей сложности было введено в работу 246 социально значимых объектов, созданы тысячи рабочих мест. Это, безусловно, весомый показатель, который ярко свидетельствует об улучшении качества жизни на островах, - подчеркнул губернатор.
Многие перемены, продолжил он, стали возможны благодаря рекордному бюджету Сахалина в 2015 году. Высокие цены на углеводороды и благоприятная конъюнктура на мировом рынке сырья позволили региону в то время сформировать казну вдвое больших объемов.
Важную роль в этом процессе сыграл заместитель председателя правительства РФ – полномочный представитель президента РФ Юрий Трутнев. Тогда он не согласился с мнением некоторых федеральных ведомств о необходимости перераспределить часть этих средств в бюджет страны. В результате около 50 млрд рублей были направлены на решение важнейших для Сахалинской области задач. Например, на приобретение теплоходов для сообщения с Курильскими островами, строительство жилья и современных паромов для линии Ванино – Холмск, приобретение самолетов для авиакомпании «Аврора», автобусной и коммунальной техники, возведение аэровокзального комплекса и взлетно-посадочной полосы в Южно-Сахалинске, объектов СТК «Горный воздух». Деньги были заложены в уставные капиталы сельхозпредприятий, что позволило приступить к их модернизации. И уже сегодня аграрная отрасль демонстрирует уверенное развитие, поставляет на островной рынок все большие объемы качественной местной продукции - мяса, молока и овощей.
Для управления средствами в островном регионе – единственном на Дальнем Востоке – была создана Корпорация развития Сахалинской области.
В итоге представленный законопроект в первом чтении поддержали 17 депутатов, шестеро высказались против.