С сырьевой иглы сойти не удалось?

02.10.2017 20:02 0

С сырьевой иглы сойти не удалось?

По последним данным Росстата, резко сократилась прибыль компаний в перерабатывающем секторе и во внутренней торговле.

Комментирует экономист Игорь Леонидов:

– Итак, сокращается прибыль в перерабатывающем секторе и во внутренней торговле, в отличие от сырьевых отраслей, где она существенно возросла. В сравнении с 2016 г. за тот же период (январь – июль) 2017-го прибыль компаний в обрабатывающих отраслях снизилась почти на 6,5%; в АПК, лесном и рыбном хозяйстве – почти на 9%, а в сфере внутренней торговли – на 27%. Зато в транспортном секторе и, особенно в добывающих отраслях этот показатель возрос весьма существенно – на 6 и более чем на 17%.

Столь значительные диспропорции обусловлены, прежде всего, сохранением экспортно-сырьевой структуры экономики РФ. В АПК и смежных отраслях закупочные цены на сырье практически остаются на уровне 2016-го – и это, подчеркнем, при постоянном дорожании (из-за девальвации рубля) всех составляющих производственного процесса в тех же отраслях.

Рост же прибыли добывающих компаний обусловлен в основном сырьевым экспортом, осуществляемым сугубо за инвалюту. Он продолжает расти (особенно экспорт нефтегазового сырья), окупая не только высокие издержки по добыче и транспортировке сырья, но и низкую валютную цену рубля. То есть за счет постоянного увеличения объемов сырьевого экспорта компенсируются и падающий в цене рубль, и низкие мировые цены на сырье.

Но этот экспорт – повторюсь, исключительно валютный, поэтому сравнительно быстро и, что называется, с лихвой окупаются издержки по добыче и экспортной транспортировке сырьевой продукции. Поэтому и инвестиции в сырьевые отрасли окупаются куда быстрее, в сравнении с перерабатывающими. А в сухом остатке – рекорды по росту экспортно-сырьевой прибыли.

Расценки же на перевозки, по имеющимся данным, растут едва ли не рекордными темпами, особенно в сфере пассажирских перевозок. А перевозочные компании по-прежнему перекладывают свои растущие издержки на всех потребителей постоянно требуемых транспортных услуг. Отсюда, собственно, и рост прибыли компаний этого сектора.

В то же время сохраняется низкая платежеспособность населения, ввиду стагнации его реальных доходов и дорожания как товаров, так и услуг. Поэтому внутренний потребительский спрос как минимум не растет. А это, в свою очередь, ведёт к снижению прибыли во внутренней торговле.

При этом смежный фактор падения прибыли в перерабатывающем секторе, АПК и смежных отраслях – это сверхжесткие, если не губительные условия коммерческого кредитования данного сектора. Подобные кредиты оставляют предприятия с минимумом оборотных средств, а нередко – вообще без этих средств. Из-за чего предприятиям приходится снова, притом срочно, набирать кредиты на тех же условиях…

Словом, первопричиной упомянутой ситуации в экономике остаётся ее экспортно-сырьевой характер. Хотя официальным декларациям о необходимости схода с «сырьевой иглы» несть числа…

Источник

Следующая новость
Предыдущая новость

Точка опоры. Кемеровская трагедия Девятилетний сахалинец делает открытки, чтобы кормить животных в приюте Сладкий вклад в отношения Центр внимания. Выпуск от 10 января Рефлексующие Девы, Весы на диете, а Рак на дзене. Гороскоп на 17 июня

Последние новости