Фильм Стивена Спилберга «Секретное досье», едва вышедший на экраны и уже отмеченный двумя номинациями на «Оскар», посвящен одной славной странице американской истории и мировой журналистики. Возможно, она очень хорошо знакома современному поколению российских зрителей. Но на ней стоит остановиться подробнее.
Речь идет о публикации так называемых документов Пентагона, или, точнее, о роли в этой истории газеты «Вашингтон пост».
В июне 1971 года несколько американских газет почти одновременно напечатали на своих страницах материалы из секретного доклада Министерства обороны США, посвященные анализу хода и причин войны во Вьетнаме.
Сборник документов, датированный еще 1967 годом, скопировал и передал журналистам военный аналитик Дэниел Эллсберг. На семи тысячах страницах раскрывалась нелицеприятная правда: война, в которой к началу 1970-х погибли десятки тысяч американских солдат и не менее миллиона вьетнамцев, продолжалась, по сути, чтобы не упасть лицом в грязь перед коммунистами. У Америки не было никаких шансов на победу – и это прекрасно понимали в Пентагоне.
Разумеется, такие материалы никогда не должны было попасть на глаза общественности. За много лет до Сноудена и создания WikiLeaks это был поистине беспрецедентный случай. Достаточно сказать, что Эллсбергу грозило до 115 лет тюремного заключения. Обвинители, конечно, были слишком оптимистичны относительно его возможного долголетия.
Тем не менее, оправданный судом 86-летний Даниел Эллсберг до сих пор жив и продолжает вести активную общественную деятельность. В 2009 году о его жизни сняли документальный фильм, получивший «Оскар». В фильме «Секретное досье» его сыграл Мэттью Риз. Впрочем, с него наша история только начинается.
Публикация документов в «Нью-Йорк Таймс» имела, как и следовало ожидать, серьезные последствия. Общественность возмущена. Конкурирующие издания завидуют. Президент Никсон пытается запретить дальнейшую публикацию. В отсутствие Роскомнадзора – через Верховный суд. И тут на сцену выходит известная, но не самая популярная газета «Вашингтон пост».
Это сегодня региональная газета Вашингтона является крупнейшей газетой США. В начале 1970-х издание только пыталось догнать «Нью-Йорк Таймс». И вот в руки одного из репортеров попадают секретные документы, публиковать которые давний конкурент не может из-за судебного запрета.
Однако о такой горячий материал, как темные секреты американского правительства, можно и обжечься. Теперь руководству газеты предстоит принять на себя удар – за возможность знать, что происходит в мире и свободно говорить об этом, издателя и редактора могут ждать не только банкротство, но и тюрьма.
В то время редактором газеты был Бен Брэдли, в фильме его роль прекрасно воплотил Том Хэнкс. Икона американской журналистики здесь предстает суровым начальником, не боящимся, впрочем, ради благого дела рискнуть репутацией и опубликовать материалы.
Однако последнее слово в этом вопросе было за Кетрин Грем – владелицей газеты. Для немолодой американки из высшего общества газета – не просто бизнес, а семейное достояние. В 1933 году ее отец купил на аукционе обанкротившееся издание, а 13 лет спустя передал его по наследству. Конечно не дочери, а зятю.
Никто в то время не мог представить себе женщину, занимавшую такой значимый пост. Однако после смерти супруга в 1963 году Кетрин стала во главе издания и продолжила стратегию мужа, практически не вмешиваясь в руководство собственной компании. Теперь же она добровольно оказывается в центре событий, навсегда изменивших отношения прессы и власти.
Сегодня кажется естественным, что журналисту порой требуется преодолевать нелегкий путь в борьбе за правду. А хороший журналист и журналист, добившийся успеха, – не всегда синонимы. Но полвека назад люди, стоящие у руля газетного бизнеса, вели совсем иную жизнь. Бен Брэдли с женой дружили с супругами Кеннеди. Министр обороны Роберт Макнамара много лет был близким другом Кэтрин. Да и президент Никсон незримой тенью стоит за спинами наших героев, хотя в кадре появляется только его затылок.
Однако когда на кону множество жизней, ни страх, ни личные симпатии не дают нашим героям забыть о профессиональном долге. За два часа экранного времени Бену и Кэтрин предстоит выбраться из своего уютного мира, чтобы шагнуть в новую эпоху и дать пример тем, чья история еще не окончена.