Как пояснила Харченко, главная задача, стоявшая перед минфином при распределении бюджета, – сохранить его сбалансированность, экономическую стабильность и выполнить все социальные обязательства. Документ сформирован на основе действующего бюджетного и налогового законодательства.
– Базовые параметры цены на нефть и курса рубля к доллару утверждаются исключительно на федеральном уровне. На их основе формируются российская казна и бюджеты субъектов. При планировании регионального бюджета на 2018 год мы применили цену на нефть в размере 49,9 долларов США в отношении поступлений по Соглашению о разделе продукции за этот год. 43,8 долларов за баррель – по текущим платежам 2018 года. Среднегодовой курс по прогнозу составит 64,7 рублей за доллар, – отметила глава минфина.
По ее словам, на 2019 год бюджет рассчитывали исходя из цены на нефть 41,6 доллара за баррель и курса 66,9 рубля за доллар. На 2020 соответственно – 42,4 доллара за баррель и 68 рублей за доллар.
Прогнозируется, что в бюджет Сахалинской области в 2018 году поступит 106,9 млрд рублей, в 2019 – 86 млрд рублей и в 2020 – 82 млрд рублей.«Нефтегазовые» доходы в 2018 году составят 69,6 млрд рублей (65% от общего объема), в 2019 – 47,7 млрд рублей (55,5%) и в 2020 – 42 млрд рублей (51%).
– Для сравнения, в 2015 году от добычи углеводородов бюджет получил 169,9 млрд рублей (84%), а в 2016 эти доходы составили 95,3 млрд рублей (72,3%). В этом году их доля, по уточненным данным, оценивается в 58,2 млрд рублей (53,5%). Таким образом, «нефтегазовые» доходы по сравнению с пиковым периодом уже сократились почти втрое, – сообщила Харченко.
Доходы в виде доли прибыльной продукции при выполнении СРП уменьшаются на 8 млрд рублей из-за снижения цены на нефть до 43,8 доллара за баррель, объемов реализации сжиженного природного газа на 11,9% и нефти на 8,5%, а также из-за планируемого увеличения затрат по проектам. По этим же причинам сокращаются платежи роялти.
Без учета доходов от СРП минфин планирует увеличение поступлений на 1,8 млрд рублей. По налогу на доходы физлиц прогнозируется получить 17,5 млрд рублей, рост к показателю этого года составит 5,5%. Также в 2018 году планируется рост поступлений по налогу на прибыль организаций на 600 млн рублей.
С учетом этих доходов, а также безвозмездных поступлений расходы областной казны в 2018 году составят 111,2 млрд рублей, в 2019 – 100,7 млрд рублей, в 2020 – 83,4 млрд рублей. Бюджеты 2018 и 2020 годов сформированы без дефицита. В 2019 году, по прогнозам, он составит 11,6% от объема собственных доходов. Покрыть его планируют остатками средств за предыдущий финансовый период. Государственный внутренний долг на предстоящую трехлетку не прогнозируется.
В расходах областного бюджета предусмотрели средства на повышение зарплаты отдельным работникам образования, здравоохранения, социального обслуживания, культуры и спорта, согласно майским указам президента.
– Наибольший объем инвестиций в предстоящие три года, не считая госпрограммы по развитию Курильских островов, ожидается в сфере коммунального хозяйства и электроэнергетики (6,7 млрд рублей), жилищного строительства (6,4 млрд рублей), дорожного хозяйства и образования (по 5,6 млрд рублей), физической культуры и спорта (около 5 млрд рублей), – заявила министр.
В первую очередь, бюджетные инвестиции направят на завершение пусковых объектов и софинансирование объектов, которые строятся в рамках федеральных целевых программ.
На расходы в социальной сфере в 2018 году предусмотрено более 54% регионального бюджета, в 2019 – 57,3%, в 2020 – 67,3%. В следующем году на социальную политику запланировано 21,7 млрд рублей. По словам Харченко, средства позволят обеспечить почти 200 мер соцподдержки для более 180 тысяч жителей Сахалинской области. Отдельные выплаты будут проиндексированы на 4%.
На строительство и реконструкцию социально важных объектов – областного Дома ветеранов и инвалидов, пансионата для ветеранов в Корсакове, дома-интерната для престарелых в Шахтерске и др. – предусмотрено более 1 млрд рублей.
На образование в 2018 году запланировали 19,5 млрд рублей. За счет этих средств обеспечат функционирование около 20 государственных образовательных учреждений, профинансируют 165 детских садов и 158 школ, бюджетные места в заведениях среднего профобразования.
Харченко напомнила, что в 2012-2016 годах было реконструировано и построено 25 детсадов, сейчас на очереди – школы. На строительство общеобразовательной школы в Долинске предусмотрено 550 млн рублей, школы-интерната в селе Тунгор – 396 млн рублей, школ в Корсакове и Смирных - по 441 млн рублей . Еще около 450 млн потратят на строительство школы в Ногликах, 374 млн рублей – на школу-детсад в селе Кировском и 183 млн – в Макарове. Более 2 млрд рублей запланирвоано на две школы и четыре пристройки к существующим учебным заведениям в Южно-Сахалинске.
На здравоохранение в 2018 году предусмотрели 13,1 млрд рублей – это превысит уровень нынешнего года на 6%. Дополнительные расходы (2,7 млрд рублей) направят в бюджет территориального фонда ОМС, в том числе в связи с вводом областного перинатального центра и пяти ФАП. Бюджетные инвестиции запланировали на строительство станции скорой помощи (356 млн рублей).
Расходы на физическую культуру и спорт в 2018 году составят 3,9 млрд рублей, в 2019 – 1,4 млрд рублей, в 2020 – 877 млн рублей. В будущем году 1,3 млрд рублей предусмотрено на финансовую поддержку СТК «Горный воздух».
14,7 млрд рублей в следующем году пустят на ЖКХ - переселение из ветхого и аварийного жилья, социальные выплаты отдельным категориям граждан. На реконструкцию коммунальных объектов выделят 2,4 млрд рублей. Среди них – система теплоснабжения в Поронайском районе, строительство очистных сооружений на реке Малка в Углегорском районе, система водоснабжения в Александровске-Сахалинском и др.
На развитие дорожного хозяйства в 2018 году предусмотрено 7,5 млрд рублей. В предстоящие три года из бюджета профинансируют работы на дорогах Южно-Сахалинск – Оха, Невельск – Томари - аэропорт Шахтерск, северо-западный объезд в областном центре.
– Несмотря на трудности, региональный бюджет удалось сформировать для решения приоритетных задач, сбалансировать его по доходам и расходам с учетом реальных возможностей, дополнительных обязательств на повышение зарплат работникам бюджетной сферы. В условиях снижения доходов наша цель при реализации финансового документа – эффективное использование областных средств, – заключила Харченко.