Уверенный голос
– Игорь Владимирович, расскажите о себе.
– Я родился в Холмске. Здесь же учился, призывался в армию, в Тихоокеанский флот. С Холмском связана вся моя жизнь. После армии опять вернулся в родной город, лет восемь работал водителем. В 1990-х стало понятно, что за баранкой много денег не заработаешь. Я решил попробовать себя в роли предпринимателя. В 1998 году открыл свою компанию, продавал автозапчасти. Позднее фирма также начала заниматься металлопрокатом.
– Как вы оказались в политике?
– Тогдашний мэр Холмска Александр Густо предложил мне попробовать себя в роли депутата городского собрания. Тогда я пробыл депутатом четыре года. Мне удалось организовать общественную приемную в Чехове. Я много тогда помог чеховчанам, хотя депутаты еще не были «привязаны» к округам, как сейчас.
Нынешняя система появилась как раз к следующим для меня выборам в городское собрание. К слову, на них я тоже одержал уверенную победу, несмотря на то, что в Чехове настойчиво заявляли о себе представители КПРФ. Гораздо активнее, чем во всех других населенных пунктах Холмского района.
День города. Холмск
– Что с вашим бизнесом?
– В прошлом году из-за кризиса часть моего дела пришлось закрыть. Остальное – передать. По закону, являясь областным депутатом, я не имею права им заниматься.
– Как получилось, что вы стали областным парламентарием?
– Несмотря на то что мне пришлось переехать в Южно-Сахалинск, я очень люблю свой родной город. Искренне радуюсь, когда вижу положительные изменения в жизни Холмска, когда город становится красивее и развивается. Поработав в районе, в местном собрании, я понял: областной депутат может сделать больше для процветания округа.
Депутат же городского собрания ограничен в своих полномочиях. Да и местного бюджета часто на решение всех проблем не хватает.
– У нас настолько неперспективные районы?
– Нет, все дело в перераспределении налогов: ни НДС, ни налог на прибыль в округе не остаются. В Холмске есть крупные предприятия, но они не могут стать локомотивами экономики города. Взять, к примеру, Западный порт. Когда предприятию помогали развиваться, одним из условий поддержки было то, что оно зарегистрируется в Холмске и будет платить налоги в муниципальную казну.
Но как раз в то время и произошли изменения в налоговом законодательстве, основная часть отчислений стала доставаться области и Федерации. Получается, бюджеты всех наших городов, кроме Южно-Сахалинска, являются дотационными. Поэтому району иметь своего представителя в областной Думе, кем я сейчас и являюсь, очень полезно.
Во время рабочей поездки губернатора в Чехов
Хитрая «нарезка»
– Какие населенные пункты входят в состав вверенного вам округа?
– В Невельске сегодня проживает около 15 тысяч жителей, а в Холмске – порядка 34 тысяч. Округа «нарезали» так, чтобы на территории одного было порядка 30 тысяч сахалинцев. Поэтому Невельск «соединили» с Холмском, точнее, с небольшой его частью. Остальная же – перешла к моему, шестому округу. Граница между округами проходит по площади Ленина. Все, что южнее, – округ № 7.
– Очень неудобное деление, на мой взгляд…
– Согласен. Для жителей района это тоже не всегда понятно, не каждый вникает в особенности такой «нарезки». Когда осенью холмчане приходили голосовать, многие были крайне недовольны. Они хотели поддержать меня (улица Молодежная, район маяка, где я жил, и меня там все знают), а в бюллетене фамилии Осипенко не было. Это был уже другой округ. Может быть, такое распределение и оправданно, но для некоторых жителей это стало настоящей проблемой.
На заседании областной думы
– Что из своей предвыборной программы уже удалось реализовать?
– На встречах с коллективами часто звучит вопрос – когда появится хорошая дорога между Холмском и Чеховом? Праймериз показали, что многих бы удовлетворил лишь отремонтированный отрезок до Садовников. Там хороший пляж, многие любят выезжать туда отдыхать. Этим вопросом власти начали заниматься еще год назад. Тогда приступили к ремонту части дороги –
4,5 километра между Яблочным и Пионерами. Осенью этого года участок должен быть уже сдан.
Еще на одном отрезке (2,5 километра) начались грунтовые работы. Их можно проводить зимой и в межсезонье. Эта часть будет сдана в следующем году.
– Возникают ли сложности с дорожными работами?
– Да. Дело в том, что дорога между Яблочным и Холмском зажата. С одной стороны идет железная дорога, с другой – жилые дома. Уже выполнен проект строительства, и по правилам у новой дороги должна быть определенная ширина.
Если делать по проекту, дома вдоль дороги придется выкупать по рыночной стоимости, а потом сносить. При таком раскладе новая дорога обойдется нам непозволительно дорого и строительство затянется.
Митинг 9 мая. Мемориальный комплекс на Холмском перевале
– Как вы намерены выходить из этой ситуации?
– Я склоняюсь к такому варианту: нужно делать дорогу в асфальте в рамках капитального ремонта, а не строительства. Тогда ее можно будет не расширять. На пропускной способности это не скажется. Сейчас ширины полотна достаточно, чтобы свободно разъезжались большегрузы. А это необходимо, ведь Западный порт активно развивается.
Мосты, кстати, старые, узкие, еще японской постройки, однозначно придется менять на новые.
Нескорая скорая
– Какие еще есть проблемы в районе, которые разрешатся в ближайшем будущем?
– Одна из задач – реанимация Холмского морского торгового порта. Уже нашлась компания, готовая выкупить это предприятие. Сегодня порт находится в стадии банкротства. Компания, о которой я говорю (не буду раньше времени ее называть), – наша, сахалинская. Она намерена эксплуатировать порт и всячески его развивать. Область готова помочь порту финансами. Но там неразбериха с собственниками. Их несколько, и договориться со всеми пока не получается. Если и поможешь, так потом не поймешь, с кого спрашивать результат.
Программы внятной и стратегии у них тоже нет, у всех разное видение решения проблемы. Из-за этого страдает и сам порт, где осталось всего 20 работников, и город: «Морвокзал» не эксплуатируется по-нормальному, а терминал построить невозможно, так как у объекта другой собственник.
На фестивале «Крылья Сахалина»
– Назовите самую, на ваш взгляд, острую проблему в области здравоохранения в вашем округе.
– Это, несомненно, медицинское обслуживание в селе Чехов. Сейчас там заработал дневной стационар. Однако главная головная боль для меня – это то, как жителей Чехова и Костромского обслуживает скорая помощь. Два села условно объединили и создали одну службу скорой помощи. Если брать населенные пункты по отдельности, по нормативам в них недостаточно жителей, чтобы создавать такую службу в каждом селе. Между Чеховом и Холмском расстояние – 40 километров, примерно 2 часа езды туда и обратно.
Скорая приезжает в Чехов, оценивает состояние больного, и, если ему нужна госпитализация, бригада везет его в сторону Холмска. Оттуда навстречу выезжает еще одна карета. Они на полпути встречаются, перекладывают больного и везут дальше. На вызов скорая приезжает вовремя, а вот время на саму транспортировку больного у нас не регламентировано. Но мы ведь понимаем, если человеку очень плохо, его могут просто не успеть довезти до больницы. В нашем минздраве утверждают, что сложившаяся ситуация не является ненормальной.
– Как вы намерены решать эту проблему?
– В Чехове необходимо открывать ночной стационар. Понятно, что по числу жителей он этому населенному пункту не положен. Но всегда ведь есть исключения из правил.
На встрече с активными общественницами Холмского района
Неприятная история
– На какой стадии решения одна из главных экологических проблем района – состояние холмского полигона твердых бытовых отходов?
– Уже определено место под новый полигон. Участок – за перевалом.
– Не далеко ли от Холмска?
– А больше подходящих участков у нас и нет. И даже это не главная проблема. Администрация провела изыскания, но началась неразбериха с определением собственника этой земли – кроме муниципалитета, на нее претендует еще и минсельхоз. Может показаться, что решение этого вопроса зашло в тупик. Но я намерен сделать все возможное, чтобы Холмск получил новую свалку. Сейчас необходимо собрать документы, которые подтверждали бы, что именно район владеет этим участком. Я как раз этим и занимаюсь.
– В какие комитеты вы вошли и почему?
– Я являюсь заместителем председателя комитета по бюджету и налогам. Было очень сложно в прошлом году приступать к новой для меня работе: депутаты только избрались, и тут случилась всем известная неприятная история с нашим бюджетом...
Также я вхожу в комитет по экономике. Считаю, оба эти комитета – самые важные, самые полезные для региона.
– Какие важные, на ваш взгляд, корректировки уже удалось внести в действующие законы?
– Одно из последних таких дополнений в федеральный закон – ввести на предприятиях обязательную стажировку для выпускников средних и высших учебных заведениях региона. В других субъектах Федерации это делается уже давно. Новшество дает хороший результат – более половины выпускников после такой стажировки успешно трудоустраиваются. Мы предусмотрели компенсации из бюджета для работодателя, решившего взять к себе на работу вчерашнего студента. Эти деньги пойдут на выплату молодому специалисту заработной платы.
– Какими качествами должен обладать депутат?
– В первую очередь он должен болеть за свой округ. Хотя, если честно, мне некоторые коллеги напоминают, что негоже областному депутату все свои силы бросать на один лишь район. А я отвечаю: «Люди, которые меня избрали, поручили мне решать проблемы округа. И я не могу об этом забывать».
Блицопрос
– Игорь Владимирович, вы зарегистрированы в соцсетях?
– Очень давно в «Одноклассниках» регистрировался, но сейчас там не бываю. Твиттер, помню, тоже пытался использовать. Но мне не понравилось. Я чаще захожу на наши, местные страницы, такие как «Городская среда» и другие. И еще мессенджерами пользуюсь активно.
– У вас есть хобби?
– Технику люблю. У меня даже мотоцикл есть. Я – байкер.
– Самое яркое воспоминание из вашего детства.
– Все детство прошло на море. Холмск тогда мне казался очень большим, зеленым городом.
– Вы давно живете в Южно-Сахалинске?
– Около 6 лет.
– Последняя прочитанная книга.
– «Палата № 6» Чехова. Любопытное произведение.
– Вы суеверный человек?
– Скорее нет. Номер моего рабочего кабинета – 313. И меня это ни капли не смущает.
Фото из архива Игоря Осипенко и пресс-центра Сахалинской областной Думы