В последние годы о приближении очередного циклона я стал узнавать, к сожалению, не из метеопрогнозов. Давление, оказывается, «скачет» не только в природе, но и в нашем организме. Обращаться к врачам, признаться, не очень-то хочется, да и некогда. А тут попалась на глаза реклама препарата, об эффективности которого в интернете свидетельствовали отзывы кардиологов из разных регионов страны. И рядом с ними – отдельное извещение, что в ближайший день для жителей Южно-Сахалинска проводится специальная акция: одну упаковку препарата желающие могут получить БЕСПЛАТНО!
Пословица про бесплатный сыр в мышеловке известна всем. Однако мне стало интересно, где же спрятана пресловутая «мышеловка». Да и отзывы профессиональных врачей настраивали на то, что от доставшегося даром препарата хуже не будет. Вбить же в специальное «окошко» сайта свой телефон и вовсе несложно.
Уже через несколько минут последовал звонок из колл-центра. Его сотрудница постаралась выяснить мой возраст, признаки метеозависимости, а затем обрушила буквально лавину информации о том, какой замечательный препарат предлагается по цене едва ли не вдвое ниже, чем в аптеках. Я удивился: «Но у вас в объявлении указано, что упаковка желающим высылается бесплатно?» Здесь и выяснилось, что такой «подарок» мне не поможет, потому что общее улучшение самочувствия гарантируется лишь после курса лечения, в который входит еще две упаковки и тюбик с какой-то мазью. А за них, естественно, покупателю уже надо заплатить несколько тысяч рублей.
Давление у меня тут же само собой нормализовалось. Однако стало интересно уже другое: не боятся ли продавцы чудо-препарата кары контролирующих органов?
– Вы столкнулись с интернет-рекламой так называемой системы СРА, – пояснил знакомый специалист Роспотребнадзора. – В переводе с английского эта аббревиатура означает «Цена за действие». Продавец там обычно не торгует напрямую, его товар предлагают многочисленные посредники, в данном случае неизвестный колл-центр за определенный процент с продаж. В среднем 95 процентов уплаченных вами денег – это прибыль системы и лишь 5 – реальная стоимость товара. Главный отличительный признак такой системы – ее реклама распространяется через сайты-одностраничники, где размещены якобы реальные отзывы врачей и пациентов, мнимые счетчики оставшихся единиц товара и тому подобное. Ссылки на подобные сайты обычно поступают в спаме электронной почты, через соцсети или различные форумы…
Впрочем, этим технология обмана не исчерпывается. Выяснилось, что рекламируемый препарат и лекарством-то не является. Это – биологически активная добавка (БАД).
В век электронных коммуникаций, когда в океане информации недолго утонуть, правило одно – критически относиться к любой торговой рекламе. Ведь ее задача предельно проста: заставить купить даже то, что нам не нужно, а то и вредно. Для этого и разработана технология обмана, с которой сталкиваться приходится практически ежедневно. В общем, будьте всегда начеку, дорогие сограждане!..