Половина конвенции
Расширенное заседание думского комитета по экономразвитию было вторично посвящено предстоящему затору на островной железнодорожной дороге.
В прошлом месяце в Думе обозначили целый пласт проблем, связанных с намеченной на это лето перешивкой островной колеи. Ее переделают на материковский стандарт в 1520 миллиметра. Сегодня ширина сахалинской железки составляет 1067 миллиметров.
Как пережить этот период с минимальными потерями, вновь обсуждали представители РЖД, бизнеса и областных органов власти. Обещанная по ряду ключевых вопросов конкретика появилась после совещания, проведенного в конце марта заместителем председателя областного правительства Дмитрием Нестеровым при участии начальника Дальневосточной железной дороги Николая Маклыгина. Если прежде о возможности введения конвенции на грузы для Сахалина лишь говорили, то теперь заместитель начальника ДВЖД Александр Гавриленко заявил – запрет на отгрузку действует на 50 процентов.
Причем, по его словам, вынужденную меру ввели из-за Сахалинского морского пароходства, чьи паромы перестали брать вагоны.
До перешивки колеи еще полтора месяца, а обстановка с перевозками уже выглядит удручающе. На материковой стороне Татарского пролива возник затор из 450 предназначенных вагонов с грузом для островитян. И еще 380 находятся на пути к Ванино. Если учесть, что там же скапливается и большое количество автомобилей с сахалинским грузом, то становится понятным – даже при хорошей погоде паромам для их перевозки понадобится не один десяток дней.
Полная же конвенция, добавил докладчик, будет введена позднее, но она не затронет грузы первой необходимости. Впрочем, признал Гавриленко, часть подобных грузов все же придется завозить до Холмска, а другую – через Корсаков. Депутаты тут же предложили представителю ДВЖД официально утвердить список таких грузов, чтобы потом на остров не начали доставлять совсем не то, в чем в первую очередь нуждаются сахалинцы.
И опасения законодателей небезосновательны. Так, замминистра сельского хозяйства области Тамара Муленкова забила тревогу – в Ванино уже «застряло» 53 вагона с минеральными удобрениями, нужных для весенних сельхозработ. Начинаются сложности и с поставками комбикормов, по поводу которых Муленкова констатировала: «Живем с колес, а животным ведь ничего не объяснишь…»
Странная политика
Парадокс – но при введении «половинной» конвенции и заторе в Ванино, с острова еще и начали вывозить вагоны. К каким неприятностями это привело, рассказал генеральный директор компании «Горняк-1» Алексей Цмоканич. Собственники подвижного состава поставили угледобычиков в известность, что с 12 апреля начинают забирать свои вагоны для переправки на материк. В результате перевозки угля в Холмск фактически прекратились, хотя именно в ближайшие месяцы там планировалось создать запас топлива для будущего отопительного сезона. Цмоканич заявил, что его компания готова даже оплачивать простой вагонов, на которых предстоит возить уголь. Однако представители ПГК («Первой грузовой компании») и ФГК («Федеральной грузовой компании») в ответ выдвинули просто кабальные условия – платите за перевозку топлива 2,5 тысячи рублей вместо нынешних 600 рублей.
– По нашему мнению, политика РЖД не отвечает требованиям государства и бизнеса, – заявил глава горняков. – Вот говорят, что мы к светлому будущему идем. А по-моему мы идем к коллапсу…
Представитель ДВЖД парировал: основную часть угля «Горняк-1» отгружает на экспорт, на Холмск же идет лишь 4 процента грузов, а их можно полностью перевезти всего за три дня.
Что же касается возросших аппетитов владельцев вагонов, то Гавриленко заверил: о возникшей коллизии уже доложено руководству в Москву, и вопрос так или иначе разрешится.
В свою очередь руководитель «Горняка-1» вновь попросил слова и объяснил – именно экспорт позволяет его предприятию гасить убытки, в числе которых, например, и долги коммунальных предприятий, составляющие от 300 до 500 млн рублей. Теперь же еще и поставки на экспорт могут оказаться под угрозой, поскольку в нынешней ситуации возникла реальная вероятность сокращения коллектива угледобытчиков примерно на 700 человек.
– Это месть – вы создали такие условия «Горняку-1»? –поинтересовался депутат Игорь Янчук.
В ответ представитель ДВЖД заявил, что компании-владельцы вагонов ему не подчиняются, и вообще железнодорожникам с горняками делить нечего. Точку в противостоянии поставил министр транспорта и дорожного хозяйства Сергей Садовников.
Он сообщил: уже готовится письмо губернатора области в адрес премьер-министра России о том, что политика операторов подвижного состава идет вразрез с потребностями сахалинцев и не учитывает островную специфику.
Добираться на перекладных
На минувшей встрече обнародовали и другой неприятный факт: с начала апреля пассажирская компания «Сахалин» прекратила продажу билетов на поезда дальнего следования, которые должны были отправляться в период с 1 июня по 31 августа. И хотя продажу билетов возобновят уже через месяц, сами дальние поезда начнут курсировать лишь с 1 сентября. Получается, что, например, студентам вузов и сузов сначала на каникулы, а затем и на учебу придется добираться только автотранспортом. Впрочем, и перед остальными пассажирами островной железной дороги маячит такая же невеселая перспектива.
Дачникам будет немного полегче. Во всяком случае, руководство Дальневосточной железной дороги поручило компании-перевозчику сохранить пригородные маршруты Холмск-Николайчук, Холмск-Чехов, Южно-Сахалинск-Новодеревенская и Южно-Сахалинск -Корсаков.
Для этих перевозок предполагается использовать дизель-поезда серии Д-2, но и здесь есть свои сложности. Представитель ДВЖД пояснил: требуется продлить срок службы таких дизель-поездов хотя бы до 1 сентября. Причем, в решении этого вопроса железнодорожники, как ни странно, рассчитывают на помощь областных властей.
Новые рейсы
Гавриленко заверил собравшихся: полностью движение по островной магистрали не прекратится. Чтобы разрядить ситуацию с замирающим пассажиропотоком, железнодорожники намерены ввести несколько новых маршрутов. Поезда продолжат ходить по направлениям Поронайск-Смирных, Смирных-Тымовское, Смирных-Ноглики и Поронайск-Ноглики.
Учтены и интересы таких постоянных клиентов железной дороги как вахтовые бригады, работающие на объектах нефтегазовых компаний «Эксон» и «Сахалин Энерджи». Для их перевозок с 1 июня по 31 августа планируется движение на участке Поронайск-Ноглики одной пары пассажирских поездов, в состав которых станут включать до 13 вагонов. Железнодорожники обещают организовывать эти составы по заявкам нефтегазодобытчиков и перевозить за один рейс около 800 человек.
Шла на заседании речь и о том, что специалисты прорабатывают варианты использования залов ожиданий и точек общепита на станциях в Смирных, Тымовском и Ногликах. Как ожидается, имеющиеся здесь каналы связи РЖД привлекут для продажи билетов на автобусы, чьи рейсы предстоит стыковать с движением летних пассажирских поездов. Кстати, областные власти начали переговоры с компанией «Сахалин» о введении единых билетов для того, чтобы пассажиры смогли без помех пересаживаться с одного вида транспорта на другой.
Естественно, резко возросшие объемы перевозок людей и грузов не самым лучшим образом скажутся на состоянии островных автодорог. По расчетам регионального минтранса, на их содержание и ремонт потребуется около 400 млн рублей, которые предстоит внести соответствующими поправками в бюджет 2018 года.
Еще 133 млн рублей, по словам Садовникова, придется выделить из островной казны на субсидирование дополнительных авиарейсов с юга на север острова. Так, планируется открыть новую воздушную линию Южно-Сахалинск-Ноглики с 14 полетами в неделю и увеличить частоту рейсов до семи на маршруте Южно-Сахалинск-Оха. Для этого авиакомпания «Аврора» пообещала перебросить самолеты с других, менее загруженных дальневосточных направлений.
Технологические окна
В ходе обсуждения депутаты Юрий Выголов, Виталий Гомилевский, Дмитрий Пашов и другие высказали немало предложений, которые включены в протокол заседания. В итоге комитет рекомендовали региональному минтрансу в сжатые сроки решить вопросы по открытию нового автобусного маршрута № 531 Поронайск-Ноглики и увеличению количества поездок на маршруте № 502 Южно-Сахалинск-Поронайск.
В облдуме ждут к середине мая детальный график летнего движения поездов, а также подробную информацию о «технологических окнах», во время которых на перегоне Невельск-Ильинск предстоит перевозить уголь для муниципальных котельных. Очередное заседание комитета по перешивке железнодорожной магистрали решено провести во второй половине следующего месяца.
Судя по всему, к этой теме сахалинским законодателям придется вернуться еще неоднократно. Ведь этим летом на материковский стандарт уложат чуть более 52 километра колеи, а очередной этап перешивки намечен на лето 2019 года. По словам представителей ДВЖД, останется последний участок Холмск-Невельск, где переоборудование колеи планируется завершить к осени 2020 года. И лишь тогда на железную дорогу острова выйдут новые локомотивы, способные перевозить вдвое больше грузов и пассажиров.