Уроки катастрофы

18.11.2017 19:42 0

Пример «Надежды»

Недавно областные законодатели обсудили меры, которые помогут предупредить экологические катастрофы на море. На минувшем заседании думского комитета по экономическому развитию они рассмотрели проект документа, который адресован главе российского минтранса Максиму Соколову. На этот раз народные избранники решили, что пора устранить пробелы в нормативно-правовой базе, которые мешают своевременно предупреждать и ликвидировать аварийные разливы нефти и нефтепродуктов.

Сахалинские депутаты напомнили министру о крушении танкера «Надежда», случившемся в ноябре 2005 года возле юго-западного побережья Сахалина. Неподалеку от Невельска, в условиях штормовой погоды село на мель судно, имевшее на борту 186 тонн мазута и 558 тонн дизельного топлива. Из-за их аварийного разлива ранимой островной природе и многим ее обитателям был нанесен ущерб, который только судебными решениями подтвержден на сумму 524 млн рублей. Однако возместить столь масштабный урон, даже спустя много лет, так и не удалось.

Впрочем, в каждой аварии поучительны не только последствия. Островные парламентарии сообщают Соколову, что Кодекс торгового мореплавания сегодня учитывает далеко не все законодательные и организационные нюансы при транспортировке нефтепродуктов по отечественным морским путям. Например, в нем содержится требование к собственникам плавсредств страховать соответствующие риски лишь по танкерам, перевозящим более 2 тысяч тонн нефти, либо по бункеровочным судам вместимостью в одну тысячу тонн. А вот на всех остальных, кто берет на борт меньшее количество нефтепродуктов, такие правила не распространяются.

Пример «Надежды» здесь оказался очень показательным, ведь общая грузоподъемность этого танкера не превышала 1139 тонн. Вдобавок арендовавшая его компания «ДВ-Акватория» оформила страховку по ответственности за загрязнение окружающей среды едва ли не формально – всего на 3 млн рублей. В итоге получилось, что образом перевозчик фактически пошел еще и на нарушение статьи 77 федерального Закона «Об охране окружающей среды», который обязывает юридические лица в полном объеме возмещать вред, нанесенный при подобных авариях. Именно поэтому в своем обращении народные избранники выступают за изменение приказа Минтранса РФ № 147. По их мнению, в этом документе нужно предусмотреть финансовую ответственность за ущерб от загрязнения еще и нефтеналивных судов, имеющих валовую вместимость менее 2 тысяч тонн.

Пиратская вольница

Сахалинские депутаты прямо указывают: необходимо внести правку и в нормы, устанавливающие правила мореплавания и стоянки судов в акватории морского порта. Дело в том, что действующий сейчас порядок, кстати, утвержденный уже другим приказом Минтранса № 15, обязывает капитанов пришвартовавшихся в порту судов незамедлительно подтверждать получение штормовых предупреждений. А вот их коллеги, находящиеся на внутреннем и внешнем рейде, таких сигналов от портовых служб могут вообще не получать. Чтобы столь странная ситуация не вылилась в очередные ЧП, способные привести к крушению танкеров, депутаты предложили отредактировать соответствующий нормативный акт. По мнению народных избранников надо предусмотреть обязательное оповещение для всех судоводителей, оказавшихся в припортовой зоне, и ответный отклик капитанов на 16-м канале связи ОВЧ.

Одновременно в обращении идет речь и другом существенном пробеле. Депутаты сообщают, что до сих пор Минтранс РФ не утвердил устав службы на морских судах и судах внутреннего водного транспорта. По сути, такой важный документ действует пока лишь на отечественном рыболовецком флоте. А нет устава – и внутренние порядки на ином из судов напоминают пиратскую вольницу. Чем она может закончиться, убедительно свидетельствует упомянутая уже катастрофа танкера «Надежда», чей экипаж вышел в роковой рейс чуть ли не поголовно пьяным.

Профильный комитет единодушно одобрил проект обращения к министру и внес документ на рассмотрение облдумы.

Наша справка

О безопасности танкерных перевозок в 2017 году шла речь и на Международной конференции «Нефть и газ Сахалина-2017» в Южно-Сахалинске. Здесь также звучали предложения по совершенствованию действующей нормативно-правовой базы, подготовленные на основе опыта ликвидации аварий танкеров, случившихся у Сахалина и Курил. Организаторы минувшего форума решили направить свои рекомендации на Всероссийский съезд охраны окружающей среды, который с 12 по 14 декабря запланировано провести в Москве.

Очередная инициатива сахалинских депутатов прибавит весомости подготовленным в островной области предложениям и наверняка ускорит решение назревших проблем.

Фото с сайта _www_warnet_ws

Источник

Следующая новость
Предыдущая новость

Теплоход «Игорь Фархутдинов» до сих пор зажат во льдах в Охотском море Хорошавин решил дать показания в суде в виде обращения к сахалинцам и курильчанам «Кирпич» на полгода Более 60 сахалинцев поддержали велосипедную гонку «Анивская весна» СахАПИ и Россельхозбанк подписали соглашение о сотрудничестве

Последние новости