В докомпьютерные времена искоренять грамматические ошибки в тексте нам помогали разного рода справочники. Сейчас главный помощник пишущих – Интернет. Загляни в справочный раздел, и узнай, как пишется то или иное слово, когда и где поставить знак препинания. Похоже, далеко не все пользуются этим благом цивилизации.
Уже который год, подходя к остановке у Дома торговли, натыкаюсь на растяжку, сделанную, видно, на века и на все случаи жизни – «С праздником горожане!». Только мне как-то не хочется принимать поздравление без уважительной запятой перед обращением к нам – жителям островной столицы.
Идешь себе по городу, и вдруг взгляд цепляется за крупноформатное объявление – «Салону «Мираж» требуется мастера». Видимо, автор этого текста прогулял в школе тему о множественном числе.
А нынешние ученики могут ввести в ступор учителя русского языка. Уверенные в том, что все написанное на щитах, баннерах и растяжках – образец истинной грамотности, они будут отстаивать увиденный текстовой пассаж: «Кружок художественного цветоводства находится за игравой зоной». Такое объявление красуется на рекламном штендере у входа в торговый комплекс в районе Земляничных холмов.
Некоторые названия интригуют своей двусмысленностью. К примеру, много лет на здании автокомбината, где размещалась точка общепита, посетителей зазывала вывеска «Столовая «Две палочки». Неужели подразумевались палочки Коха – возбудители туберкулеза? Вряд ли такая ассоциация привлекала посетителей, может, поэтому сомнительное название недавно переиначили, оставив только одно слово «Столовая».
А как вам страница на одном из сайтов «Кафе «Опиум» в Южно-Сахалинске. Отзывы живых людей»? Остроумно, не правда ли? Если наличие наркотического названия кафе в областном центре вызывает недоумение, то некоторые рекламные слоганы просто умиляют. Иной раз доходит до анекдота. Вот надпись на вывеске цветочного бутика: «Свадебные букеты». Постоянным клиентам скидки». А рекламный листок поваренной соли гласит: «Ийод съел – поумнел!». В отделе морепродуктов другой шедевр – «Рыба – это фосфор в голове». Медицинский буклет в поликлинике убеждает нас: «Здоровые ноги – это ваше лицо». А на праздничном стенде в торговом зале читаешь обращение к покупателям «Все для вас, любимые!» и начинаешь было восхищаться почтением к людям, но заметив вывеску «Алкомаркет», лишь грустно вздыхаешь.
Водители «микрушек» тоже не обделяют вниманием пассажиров. Салоны микроавтобусов пестрят предупредительными табличками: «Осторожно, не ударьтесь об голову!», «Зайцев не возим. Дед Мазай едет за нами!», «Просьба: семечки, орехи, бананы употреблять с кожурой. Напитки – с бутылками. Конфеты – с фантиками».
В белоснежных красавцах-автобусах, прибывших в город из Белоруссии, внимание привлекает электронное табло с бегущими строчками. Из них можно узнать маршрут автобуса от начальной до конечной точки, время, температуру в салоне и на улице. Нет в них только самого нужного тем, кто плохо ориентируется в автобусном потоке – названия промежуточных остановок следования. Вот и приходится, зайдя в салон, протискиваться к водителю, чтобы уточнить – доедем ли до «Янтаря», телелецентра или Дома быта? А услышав отрицательный ответ, снова выскакивать на улицу. И тебе уже не хочется ехать в красивом автобусе, напичканном электроникой. Лучше дождаться привычного, с перечнем всех остановок на боковой части. В такие минуты понимаешь, что информация – великое достижение человечества. Только как мы ее используем?