В партнерах — СОДЕКО

03.05.2018 16:55 0

В партнерах — СОДЕКО

А уже в начале следующего, 1976 года трест «Дальморнефтегеофизика», созданный в 1975 году на базе Тихоокеанской морской экспедиции НПО «Южморгео» Министерства геологии СССР, в соответствии с советско-японским соглашением арендовал у французской фирмы «Си Джи Джи» геофизическое научно-исследовательское судно «Орион Артик» и начал работу на сахалинском шельфе. На его северо-восточном участке сейсморазведка была проведена на 25 с гаком тысячах километров…

Вид на залив Пильтун, под водами которого кроются подземные кладовые острова Сахалин

Сюжет

В партнерах — СОДЕКО
Нефть и люди

Со следующего года все геофизические исследования выполнялись уже специалистами треста (А.А. Казимиров, И.И. Хведчук, Я.Н. Протас, А.В. Журавлев, А.И. Чуйко, В.Н. Агеев) и только с советских судов. Среди них современные специализированные суда «Мирный», «Степан Малыгин», «Искатель», «Поиск» и другие, оснащенные высокопроизводительной цифровой геофизической аппаратурой и бортовыми ЭВМ. Они подготовили структуры к бурению и провели оценку запасов возможных месторождений.

К 1977 году на сахалинском шельфе морские экспедиции выявили около 50 антиклинальных структур, некоторые были расположены за пять и более километров от берега — с суши до них явно не дотянуться. Разбуривать их можно только с плавучих буровых установок. Так считали в то время многие специалисты, в частности, начальник производственного объединения «Сахалингеология», кандидат геолого-минералогических наук, лауреат Государственной премии И.И. Тютрин.

В партнерах — СОДЕКОБуровое судно «Михаил Мирчинк», построенное корабелами Финляндии, названо в честь известного российского геолога, дважды лауреата Государственной премии М.Ф. Мирчинка. Судно, способное бурить скважины в морской акватории до глубины более 6 000 метров, много лет работало в системе «Сахалинморнефтегаза» на континентальном шельфе морей Дальнего Востока и стран АТР

К тому времени для поисково-разведочных работ на шельфе острова в рамках соглашения между СССР и японской фирмой СОДЕКО была создана (1976) Дальневосточная морская экспедиция разведочного бурения. Ее организация стала результатом признания мнения российских, в том числе сахалинских, ученых о том, что в недрах континентального шельфа острова скрыты огромные запасы нефти и газа. Но пока управление не имело специализированных плавучих судов и ставка делалась на арендованные суда.

…Прибытие первой арендованной плавучей буровой установки (ПБУ) ожидалось на Сахалине к апрелю 1977 года. Однако ее застиг жестокий шторм, и она затонула недалеко от Японских островов. Приближение летнего «полевого сезона», наиболее доступного времени ведения буровых работ в здешних студеных водах, заставляло ускоренно искать выход из создавшегося положения. И тогда советская организация «Судоимпорт» совместно с японской компанией СОДЕКО арендовали уже у американской фирмы «Долфин интернешнл» самоподъемную ПБУ «Боргстен Долфин»… И началась трудная повседневная работа морских нефтеразведчиков…

В партнерах — СОДЕКОВ рубке вспомогательного судна ДМУРБа

Поиски нефти в полосе прибрежного мелководья Северного Сахалина во все времена года совпадали со сложной метеорологической обстановкой. Круглый год сурово и неспокойно Охотское море в этих широтах. Постоянную прописку получили здесь вязкие непроглядные туманы и долгая-долгая осада морского пути тяжелыми льдами. Даже в разгар лета кочуют вечно гонимые сильными ветрами и морскими течениями нагромождения массивных «осколков» ледяных полей, оторванных штормом и спаянных крепчайшими морозами… Понятно, что возможности морского бурения в этой акватории заведомо оценивались как крайне неблагоприятные. Многое зависело и от подбора кадров на самоподъемную буровую установку.

Костяк коллектива, который возглавил начальник плавучей буровой установки В.М. Новиков, составляли 80 сахалинцев и 15 иностранных консультантов. От сахалинцев — в основном работники «Сахалиннефти», Охинской геологоразведочной экспедиции и Сахалинского территориального геологического управления. И как все трудились! За 55 суток этот дружный экипаж на северном своде Одопту-море пробурил с ПБУ «Боргстен Долфин» первую поисковую скважину № 1 на глубину 2 500 метров, и 6 октября 1977 года из нее была получена прекрасная нефть!

В партнерах — СОДЕКОБуксирное судно «Катунь» Дальневосточного морского управления разведочного бурения за работой

Это крупное открытие – месторождение Одопту-море — стало важной вехой в истории отечественной геологии.

В результате интенсивных сейсмических работ и последующего бурения в 1979 году было открыто еще одно морское месторождение — Чайво. Дальнейшие изыскания позволили определить их запасы, размеры и глубину залегания продуктивных горизонтов. Встал вопрос возможности его освоения. Но в конце 70-х — начале 80-х годов советская промышленность еще не могла построить стационарную морскую ледостойкую платформу для добычи нефти и газа в тяжелых ледовых условиях Охотского моря. Возможно, были на то и какие-то другие причины. Остается фактом, что по инициативе тогдашнего министра газовой промышленности С.А. Оруджева было принято постановление Совета Министров СССР о разработке концепции проекта освоения Одоптинского морского месторождения шахтно-тоннельным способом.

Да, было и такое. Для выполнения этой работы привлекались специалисты многих научно-исследовательских институтов, крупных заводов и строительных организаций. Были в их числе и специалисты СахалинНИПИморнефти. Один из них, геолог В.К. Горохов, и рассказал эту историю. Предполагалось, что на берегу моря, на Одоптинской косе, можно проложить вертикальный ствол глубиной около 500 метров, а от него под дном Охотского моря провести тоннель длиной почти 10 километров — до центра месторождения. Буровой станок и другое оборудование предполагалось разместить в специальной камере… Проект не получил развития.

В партнерах — СОДЕКОМорская плавучая установка «Оха». 1995 год

Зато помогли партнеры, предоставив средства на продолжение работ. Эти «кредиты» не были напрасным вложением средств в изыскания на сахалинском шельфе. Специализированный флот «Сахалиннефти» строился. Уже в 1980 году была сдана в эксплуатацию первая собственная плавучая буровая установка «Оха», а в 1984 году — ПБУ «Эхаби». Годом позже к ним добавилась ПБУ «Сахалинская». В 1982 году в Финляндии построено буровое судно «Михаил Мирчинк». С 1975 по 1983 год на шельфе пробурено 25 скважин общей глубиной 58 836 метров, объем сейсморазведочных работ составил более 30 тысяч погонных метров.

Руководство «Сахалинморнефтегаза» при поддержке правительства СССР укрепляло материально-техническую базу нового перспективного предприятия – Дальневосточного морского управления разведочного бурения (ДМУРБ). Строились и закупались новые суда обеспечения типа «Нефтегаз», в бухте Каменская началось строительство производственной базы для морского бурения.

Кстати сказать, в 1978 году производственное объединение «Сахалиннефть» было преобразовано во Всесоюзное промышленное объединение «Сахалинморнефтегазпром». Именно в целях решения основной задачи – освоения шельфа дальневосточных морей.

С помощью закупленного за рубежом новейшего геофизического оборудования и построенных на верфях зарубежных стран, в том числе и в Японии, самоподъемных плавучих установок (СПБУ) удалось-таки убедиться в том, что сахалинский шельф — нефтеносный!

В 1980 году «Оха» — первая буровая установка — подошла к берегам Сахалина. Ее капитаном был Г.И. Милютин, старпомом — Э.Б. Самченко.

Источник

Следующая новость
Предыдущая новость

Погуляли с размахом Снег не помеха Ставка на инвестора Центр внимания. Выпуск 28 июня «Сахалинский лёд 2018» собрал сотни любителей зимней рыбалки

Последние новости