Его герой, Финеас Барнум, живший в XIX веке и знаменитый среди современников едва ли не больше, чем Чарли Чаплин век спустя, остался в истории не только владельцем цирка, исколесившего Новый и Старый Свет, но и политиком, и писателем. Американцы называют Барнума родоначальником рекламы и маркетинга.
Конечно, в один фильм не вместить и десятой доли той легенды, в которую «великий мистификатор» сумел превратить собственную жизнь. К тому же создатели фильма существенно подправили реальную историю в соответствии с законами жанра. «Величайший шоумен» – сказка, рассказанная по канонам мюзиклов. Главному герою придумали тяжелое детство, сделав его отца из лавочника бедным портным, и подчеркнули (может быть, и не зря) неудержимую потребность выбиться в люди. Сделали акцент на семейных ценностях и любовной линии.
Нет разве что яркого злодея, ведь главный антагонист героя фильма - это толпа, которая безлика по определению.
Настоящий Финеас Тейлор Барнум был бизнесменом, делавшим деньги из людского любопытства к разного рода странностям, в том числе к людям с физическими особенностями. Современному человеку такие методы заработка не зря покажутся сомнительными, хотя и сейчас пол-Интернета не гнушается завоевывать популярность похожим образом. Впрочем, прославившийся как «Король веселого надувательства» Барнум никогда не был поклонником простого и безыскусного мошенничества. Даром что жил классик жанра задолго до изобретения всемирной сети, телевидения, кинематографа — и даже электричества как средства освещения. В его цирке артисты выступали при свечах и керосиновых лампах.
Но какие это были артисты.
В фильме есть такая сцена: Барнум (в исполнении Хью Джекмана) ждет своей очереди в банке, когда мимо проходит юный еще лилипут Чарльз Стрэттон (Сэм Хамфри) со своей матерью. «Что уставился?» - привычно огрызается будущий Генерал Том Там и уже позже отвечает на приглашение Барнума: «Надо мной же все смеются». «Так пусть смеются за деньги», - говорит Барнум.
Настоящий Чарльз Стрэттон стал звездой цирка Барнума, прожил счастливую жизнь и умер в 45 лет от инсульта очень состоятельным человеком. В фильме же маленький Генерал Том Там до слез рассмешил королеву Викторию на приеме в Букингемском дворце, что вполне соответствует историческим источникам.
И Чарльз Стрэттон не единственный из героев картины, чью биографии сегодня можно найти в Википедии. «Бородатая женщина» Энни Джонс, сиамские близнецы Чанг и Энг Банкеры, «мальчик с песьей мордой» Федор Евтихиев — все эти люди, чью необычную внешность отвергало общество, благодаря шоу Барнума получили билет в жизнь или даже стали всемирно известными и заработали состояние.
В фильме есть еще ряд персонажей, списанных с исторических личностей, например, газетный критик Джеймс Беннетт. Или «шведский соловей» Дженни Линд. Но, увы, драматург Карлайл и акробатка Энн Уилер — всего лишь вымысел автора сценария. Актриса и певица Зендая, знакомая по комедийным сериалам, примерила на себя непривычно серьезное амплуа темнокожей акробатки, чья любовь к богатому наследнику претерпела много испытаний из-за неприятия общества.
Те, кто не любит, когда в фильмах слишком сильно соблюдают права темнокожих, показывая негров там, где им в то время было не место, тут могут расслабиться и наблюдать историческую правду во всей ее красе. Рабочие и истеблишмент с радостью приветствуют наших героев на сцене, но мало кто хочет принимать их в обычной жизни.
Фильм то и дело задает нам непростые вопросы: где разница между любовью публики и желанием посмеяться над теми, кто на тебя не похож, между звездой и экспонатом кунсткамеры. И рассказана эта история в основном через потрясающие песни. После просмотра фильма мелодия еще долго звучит в голове, а слова задевают за живое и заставляют задуматься.
Поклонников жанра обрадуют и знакомые лица. Не все знают, что Хью Джекман начинал как актер мюзиклов, но многие должны помнить его игру в «Отверженных» 2012 года. А Зак Эфрон запомнился по серии фильмов «Классный мюзикл» и киноадаптации «Лака для волос».
Можно сказать, что в «Величайшем шоумене» есть все, чего ждешь от мюзикла, и даже чуть больше. Пришедший на веселое представление зритель может заглянуть за кулисы и увидеть, что происходит в душе тех, кто развлекает толпу, и куда они идут после того, как опустится занавес. Это история о том, как легко потерять себя в попытках завоевать всеобщую любовь и какую смелость нужно иметь, чтобы не бояться идти до конца, открывая что-то новое. О том, как люди, так или иначе не принятые обществом, ищут дорогу к своей мечте и как легко эта мечта рассыпается в прах, столкнувшись с теми, кто в нее не верит.
Словом, у создателей получился яркий во всех смыслах фильм, соблюдающий законы жанра, но имеющий свой стиль. Такой любитель эффектных номеров, как Барнум, наверняка остался бы доволен.