Построение улицы
В Южно-Сахалинске есть и 2-я, и 3-я, и 4-я Железнодорожная улица. Но речь пойдет о той, что без номера, то есть просто Железнодорожной. Ее-то все и знают как одну из основных транзитных магистралей города.
Таковой она была и сразу же после освобождения Тойохары, а потому незамедлительно получила свое нынешнее название. Однако улицу от центра города отделяла железная дорога, поэтому Железнодорожная постепенно стала окраиной.
В 1951 году в районе «41-го километра» построили первые 12-квартирные брусчатые дома для железнодорожников. В новом районе не было ни света, ни водопровода, ни одного магазина. В дальнейшем вдоль всей Железнодорожной появились двухквартирные одноэтажные бараки для железнодорожников, а за ними позже разросся так называемый одноэтажный Шанхай с редкими вкраплениями предприятий и учреждений.
Свое новое рождение Железнодорожная переживала в последние десятки лет, превращаясь из грунтовки в нормальную магистраль. Работы начались в 1998 году, а в октябре 2003-го открылось сквозное движение от улицы Сахалинской до развязки с улицей Пуркаева.
«Ширина новой дороги доходит до 16 метров, поэтому она очень удобна и для водителей большегрузного транспорта», – говорилось в сообщении по этому поводу. А мэр Южно-Сахалинска Федор Сидоренко констатировал: «За это время на все работы затрачено 64 млн рублей бюджетных средств и 41 млн рублей из внебюджетного фонда области».
Кроме того, «от улицы Сахалинской в северном направлении построить новую ветку автодороги поможет федеральный дорожный центр при поддержке Министерства транспорта и связи РФ. У городской администрации есть на этот счет договоренность с замминистра Юрием Слюняевым».
Однако развитие улицы пошло не на север, а на юг – до поселка Октябрьского.
В 2006 году капитально отремонтировали построенный десять лет назад путепровод на Пуркаева. А через несколько лет возникла необходимость капремонта самой Железнодорожной, потому что ее первоначальный вариант получился не слишком качественным. Точнее, дорога была обустроена по временной схеме – без ливневок, элементов благоустройства и так далее.
Деньги тогда уже в области были, и в 2010-2011 годах Железнодорожную реконструировали. Оставалась нерешенной одна проблема – лихачи. Сводки ГИБДД пестрели сообщениями о дорожно-транспортных происшествиях на Железнодорожной, в том числе со смертельными исходами. Но в 2014 году здесь установили одни из первых камер фотовидеофиксации, позволивших за короткое время существенно снизить уровень дорожного травматизма на этой улице.
Проблема выезда
И теперь не только дорожное полотно, но и сама Железнодорожная постепенно приобретает современный вид. Уже практически не встретишь двухквартирных железнодорожных бараков, украшавших ее с 50-х годов прошлого века. Остались, конечно, отдельные покосившиеся домишки, которые рано или поздно снесут. Вместо них появятся… торговые центры. Да, на отрезке от Сахалинской до Победы строить вдоль дороги жилье запрещено. Места здесь обозначены как общественно-деловая зона, которая сейчас пестрит пустырями, ожидающими инвесторов.
Новый жилой 25-й микрорайон растет на других улицах, чуть западнее Железнодорожной.
А на «41-м километре», о котором упоминалось выше, давно уже появился благоустроенный микрорайон, причем стройка здесь продолжается.
Словом, все движется в сторону прогресса, если бы не одно но… Железнодорожная по-прежнему отрезана от города железной дорогой. Казалось бы, при тотальной автомобилизации населения это не такая уж и большая проблема – люди прекрасно живут даже в отдаленных пригородах. Однако в данном случае дополнительный выезд в центр – это необходимость для стремительно растущего микрорайона.
Уже неоднократно говорилось о необходимости продлить улицу Пограничную от Ленина до Железнодорожной. И вроде бы строительство этого участка даже внесли в адресную инвестиционную программу этого года, на что зарезервировано 30 млн рублей. Но сейчас железнодорожники надежно перекрыли проезд бетонными блоками, а местные жители добавили автомобильные остовы.
Замороженный север
Но еще более интересно для автомобилистов, причем уже не только 25-го микрорайона, а вообще, северное направление Железнодорожной. То самое, о котором еще 15 лет назад тогдашний мэр говорил, что «у городской администрации есть на этот счет договоренность с Юрием Слюняевым».
Почему, объяснять не стоит. Два железнодорожных переезда – на Сахалинской и Ленина – сильно нервируют автовладельцев, и хорошо бы иметь еще один объезд. И вообще, дополнительная транзитная магистраль городу, периодически встающему в пробках, не помешает.
Тема эта периодически всплывает, в том числе и в обещаниях чиновников.
Например, в марте 2013 года заместитель начальника управления капитального строительства администрации Южно-Сахалинска Виктор Симаков сообщил, что в нынешнем году начнется строительство нового участка улицы Железнодорожной – до объездной на Дальнее: «Объявлен аукцион на сделанные ранее проектные работы, по ним будет проводиться корректировка: для того чтобы не сносить жилые дома, решено поменять направление трассы. На строительство дороги и переезда уже выделено 33 млн рублей, и по временной схеме движение там планируют открыть к концу года».
Открыли? Нет.
В конце 2014 года ООО «Лаборатория градопланирования» из Санкт-Петербурга по муниципальному контракту разработало «Схему оптимизации дорожного движения центральной части Южно-Сахалинска в границах: улица Горького – улица имени Фархутдинова — улица Украинская – улица Железнодорожная». Согласно этому плану улицу Железнодорожную необходимо вести на север до пересечения с улицей Ленина в районе Украинской.
Не довели не только до Украинской, но даже и до Транзитной. Через год был объявлен конкурс на разработку очередной транспортной схемы города и эта работа длится до сих пор.
Между тем улицу Горького, как и обещали, без проблем ведут на юг. Здесь проектируют мощные развязки в районе улицы Фархутдинова, которую рано или поздно соединят с Горького.
А вот на севере произошла какая-то заморозка. Кто-то говорит, что дело, мол, упирается в частный сектор, который там весьма плотный. Землю надо выкупать, нужны деньги и так далее.
Разберите шпалы
Так вот, ничего подобного. От Сахалинской до Транзитной по улицам Железнодорожной, Трудовой и Котиковой сквозной проезд можно было бы открывать уже через месяц, а через год сделать здесь полноценную автомагистраль. Да, мост через Красносельскую в пешеходной части нужно подремонтировать, но это уже детали.
Все дело опять-таки в железной дороге. Здесь есть железнодорожный переезд через ветку на Новодеревенскую.
Точнее – переезда нет, о чем свидетельствуют вкопанные в землю шпалы.
Вот, собственно и вся причина замершего движения. Переезды – это всегда головная боль для наших железнодорожников. Нет переезда – нет и головной боли. А то, что транспортная схема города лишается хорошего транзитного проезда, это уже не их забота.
Автор безмерно уважает железнодорожников. И, тем не менее, приходится сказать, что в настоящее время они в какой-то степени стоят на пути развития города. Так происходит на Пограничной и на Железнодорожной.
По ветке на Новодеревенскую дачный поезд ходит только летом – утром на дачи и обратно, и аналогичный выполняет рейс вечером. По сути дела, движения практически нет, а зимой оно вообще прекращается. Тем не мене шпалы никто не разбирает.
Понятно, что не всякий переезд требует специального оснащения, а значит, и денег. Но на перешивку колеи на ближайшие три года выделяется свыше 26 млрд рублей – неужели нельзя было в эти средства заложить и решение вопросов областного центра?