Запутанная тропа

26.11.2017 15:06 1

Крюк по тайге

Вопрос на обсуждение был вынесен вполне традиционный – «Предложения по развитию туристской отрасли в Сахалинской области». Да и формат мероприятия был, в принципе, стандартный. Однако председатель областной Думы Андрей Хапочкин отметил, что «это наш первый опыт по созданию открытого формата обсуждения проблемы или инициативы с общественными организациями и неравнодушными активными гражданами, которым мы будем помогать доносить свои предложения и инициативы до органов власти».

В самом деле – инициатором встречи заинтересованных в развитии туризма островитян стал один человек – генеральный директор ЗАО «Сахинфо» Владимир Чуйко. Но не столько как руководитель компании, занимающейся информационными технологиями, сколько как активный общественник и заядлый путешественник.

По его словам, несколько лет назад он уже готовил по просьбе правительства области аналитическую записку по проблемам туризма. Часть его заключений легла в разработанную и принятую государственную областную программу развития туризма (точнее подпрограмму госпрограммы развития физической культуры, спорта и туризма). Но только часть, а потому отрасль, объявленная стратегической, развивается крайне слабо. В этой связи он актуализировал материал, связался в социальных сетях с председателем думы – сейчас активно разворачивается и такая форма взаимодействия граждан и власти – и получил приглашение.

Основной посыл Владимира Чуйко в том, что если мы хотим развивать туризм как отрасль экономики, то и подходить должны к этому соответственно. То есть специализированная структура – автор назвал ее объединение «Сахалин турист» – должна быть создана при министерстве экономики и заниматься межведомственными вопросами, поскольку на развитие туризма должны работать и министерство транспорта, и министерство лестного и охотничьего хозяйства, и министерство строительства, а также министерство культуры и агентство по рыболовству.

По мнению Чуйко, если нет понимания, что туризм это многоотраслевая структура, то будут происходить события, не отличающиеся полнотой решения. В частности, уже сейчас надо заниматься круглогодичным использованием «Горного воздуха», иначе в бесснежный период спортивно-туристический комплекс будет простаивать.

В своей программе он обозначил немало интересных идей. Например, по синхронизации автомобильного сообщения с Хабаровским краем. Для этого должен быть запущен автомобильный паром Ванино – Углегорск (и, естественно, сделана автодорога Углегорск – Арсентьевка). Этот путь вдвое короче, чем до Холмска, что увеличит оборачиваемость парома. Холмск же необходимо ориентировать на железнодорожные перевозки, а Корсаков – на контейнерные. Что же касается возможного моста, то, по мнению Чуйко, вряд ли кто поедет через него на Сахалин, поскольку надо будет делать крюк по тайге – а это почти две тысячи километров.

Естественно, одним из основных направлений должен стать морской туризм – рыбалка, международные парусные регаты, словом, область надо сделать «морским фасадом России».

Кроме того, надо учитывать, что при возрастающем потоке туристов встанет необходимость создания туристической полиции.

В качестве же первоначальных шагов докладчик предложил создать на островах (приняв соответствующий закон) сеть природных парков с уникальными природно-рекреационными ландшафтами, которые станут своеобразными точками роста. К ним должны быть подведены хорошие дороги, и тогда за дело примется бизнес.

Первым делом – туалеты

Обсуждение получилось горячим. Дело в том, что общее понимание того, что в туризм на островах надо вкладываться, есть у всех. Но вот как это сделать на практике?

Например, когда речь зашла о потенциале Курильских островов, то по мнению представителей областного агентства по туризму, основной проблемой здесь является малое количество гостиниц, которые при этом в сезон заполнены командировочными.

С этим не согласился депутат Евгений Лотин. По его мнению, основная причина – дороговизна билетов:

– Турист готов приехать на Курилы за 10 тысяч рублей и потратить там 100 тысяч, но не готов приехать за 100 тысяч и потратить 10 тысяч…

В ответ прозвучало, что цены снизит только конкуренция, альтернативные перевозчики, а «субсидиями мы будем только кормить дармоедов».

Однако руководитель областного центра технических видов спорта Дмитрий Третьяков напомнил о ценах на авиационное топливо, аэропортовые сборы и многое другое, так что альтернативный перевозчик сто раз подумает, прежде чем зайти в область.

Депутат Александр Болотников вообще скептически высказался о грандиозных планах. Как завлекать иностранцев, если в Ильинском и Взморье уже лет восемь не могут обустроить нормальные площадки для стоянки с туалетами и асфальтом?

Туалеты, кстати, очень важны. Особенно для иностранных туристов. Вокруг этой проблемы столько разговоров, что она порой кажется неразрешимой.

Но все тот же Дмитрий Третьяков считает иначе. По его словам ЦТВС не ставит собой задачу развития туризма, центр лишь предоставляет «развлекательные услуги» – путешествия на квадроциклах, собачьи упряжки, самолеты. Тем не менее туристы на «Пушистый» едут, в том числе и из-за рубежа. И первым делам центр построил большой цивилизованный туалет, который обошелся в 500 тысяч рублей.

– Сколько? – не поверили депутаты. – Нам показывают сметы на миллионы рублей, а потом ссылаются, что таких денег нет…

По мнению Александра Болотникова решать проблему надо комплексно:

– Возводим за областной счет, за эти несколько миллионов, кафе (с туалетом), передаем местному активисту в аренду, и пусть развивается. Себя кормит, туристов принимает, экономику поднимает…

Куда идти?

Особый интерес встрече добавило участие гостей – известного тревел-блогера, который со своим фотоаппаратом объездил, кажется, уже всю планету Сергея Доли и профессионального организатора туризма, работающего сейчас на далеком Шпицбергене, руководителя центра арктического туризма «Grumant» Тимофея Рогожина.

Они признались, что каких-то определяющих рецептов дать не могут, поскольку путешествовали по острову совсем немного. Но Сергей Рогожин уже увидел один маршрут, который притянет одну из групп путешественников с материка. Но только одну, по поводу других целевых туристических групп – а их множество – сказать сложно.

Тем не менее, проведя некоторые исследования, встретившись с рядом туроператоров, гости сделали осторожный вывод о том, что областную программу по развитию туризма надо переделывать и актуализировать. По их мнению, в области просто нет понимания, в каком состоянии «стратегическая отрасль» сегодня и куда она должна идти. С этим, кстати, согласен и Владимир Чуйко.

С другой стороны соответствующая работа уже идет. Муниципалитеты актуализируют паспорта туристических объектов, на днях должны быть представлены окончательные материалы по комплексному исследованию туристического потенциала Курильских островов, из которых станет понятно – на каких именно «точках» надо сосредотачивать внимание, вкладывать деньги,

В свою очередь напомним, что муниципалитетам уже выделяются субсидии на обустройство так называемых «туристических троп». Уже появилась такая тропа к двухкаскадному Уюновскому водопаду, обновлена тропа на Весточке, обустраиваются набережная в селе Охотское, парковая зона синтоистского храма в городе Томари, начинается серьезная работа в районе Дагинских минеральных источников.

Это пусть и малые, но очень важные шаги, с которых, как известно, начинается большой путь.

Но разговор не закончен. Как отметил Андрей Хапочкин, проблемы туристической отрасли будут обсуждаться еще не на одной площадке, а в апреле-мае областная дума проведет специальные общественные слушания на тему актуализации областной программы развития туризма.

Источник

Следующая новость
Предыдущая новость

Опора ЛЭП рухнула на сарай в сахалинском селе Тельновское ПСК «Сахалин» позаботился о юных хоккейных болельщиках На «Островах чудес–2018» Сахалин встретит гостей «кукловодочкой» На Дальнем Востоке названы самые востребованные профессии уходящего года Центр внимания. Выпуск 4 декабря

Последние новости