«Довлатов»: шедевры в макулатуре

06.03.2018 7:28 1

Билеты на киносеансы разбирали мгновенно по всей стране. Не стал исключением и островной регион. Для тех, кто не смог или не захотел, проспал, долго собирался, пожалел денег или смотрел в последний день показа церемонию вручения кинопремии «Оскар», корреспондент РИА «Сахалин-Курилы» расскажет, что они потеряли и стоит ли об этом жалеть.

Забегу вперёд: стоит. Конечно, сказать, что картина абсолютно для всех, нельзя, но и фильмом «на любителя» ее тоже не назовёшь. Тем не менее кинолента способна привлечь внимание как почитателей арт-хауса, так и незамысловатого кино, как романтиков и любителей мелодрам, так и поклонников различных экшнов. Список можно продолжать бесконечно. Но что или кто может объединить эту разношёрстную публику? Неужели Сергей Довлатов, произведения которого стали классикой советской литературы и которого многие современники даже и не читали, но чьё имя хоть раз в жизни, да слышали? Попробуем ответить на этот вопрос вместе.

Конечно, сам фильм посвящён даже не столько самому Довлатову, сколько эпохе писателей, поэтов, художников и других творческих личностей того времени – искренних в своём творчестве романтиков-мыслителей, не принимаемых общепринятой цензурой. Их творения нельзя увидеть в газетах, журналах и книгах. Они есть, но их нет. Винтики и шпунтики большой советской машины не допускают к печати даже самые безобидные, на первый взгляд, вещи, которые могут навредить монотонно движущемуся, но постепенно разваливающемуся механизму. Яркие, талантливые и даже великие прозаики и поэты второй половины XX века вынуждены писать на заказ «то, что нужно, а не что хочу», чтобы иметь хоть какие-то деньги и возможность печататься. И чем дальше мы движемся за убегающим кадром, тем абсурднее становится картина происходящего.

- И обязательно напишите какое-нибудь хорошее стихотворение про жизнь нефтяников, - требуют редакторы издательств.

Те, кто не соглашается и продолжает гнуть свою линию, обречены на безызвестность или же на давление и преследование «специалистов по неформалам» той эпохи. Безнадёжность, нескончаемые переживания, вскрытые вены, поломанные судьбы и слёзы канцелярской работницы над рукописями молодых, подающих надежды писателей, чьи работы так никто и никогда не прочтёт. Материалы, которые могли бы стать в будущем шедеврами мировой классики, хладнокровно пускают на макулатуру.

Среди них были и первые произведения Довлатова, главного героя картины, который является её стержнем. Именно его личность является для нас проводником в семидневное путешествие по холодному ноябрьскому Ленинграду 1971 года. На фоне его судьбы, судьбы человека, писателя и журналиста, Алексей Герман-младший рассказывает о других, не менее ярких и даже великих личностях, мечтающих когда-нибудь пробиться на свет и при этом не сломаться, остаться честным перед собой и своим читателем. Один из них – русский поэт и будущий лауреат Нобелевской премии по литературе 1987 года Иосиф Бродский, который так же, как и его друг Сергей Довлатов из-за давления властей и невозможности самореализации впоследствии эмигрирует за границу и так никогда и не узнает, что после смерти будет «канонизирован» на родине.

Несмотря на душераздирающую картину, описанную выше, фильм от начала до конца пропитан тонким ненавязчивым юмором в духе советской эпохи. Несчастье и смех почти всегда неразлучны, особенно когда речь идёт о поэтах и прочих ярких оригинальных личностях. Так же, как наша с вами жизнь напоминает езду по кочкам - то вверх, то вниз, так и во время просмотра киноленты на лице зрителя поочерёдно появляется то радость, то печаль. Режиссёр погружает нас в тусовку единомышленников, посещающих квартирники и читающих стихи в кругу друзей и знакомых, беззаботно гуляющих по крышам и улицам, играющих на гитаре и поющих песни, или коротающих вечера за весельем и распитием спиртного, обсуждая творчество и судьбу своих великих предшественников. Отвергнутые, забытые, никому не нужные, но счастливые, они живут в своём, пусть и бедном в финансовом плане, но богатом внутреннем мирке. Сыну мэтра советского кинематографа удалось усадить зрителя рядом с героями за один стол, посидеть рядом и послушать, о чём говорят и мечтают люди, повлиявшие в будущем на жизни миллионов людей.

Актёрская игра здесь настолько блистательна, что с первых кадров окунаешься в атмосферу происходящего и уже не понимаешь, где находишься - в кинотеатре или же стал неотъемлемой частью кинохроники.

Зачастую современное отечественное кино (особенно снятое молодыми авторами) убивает плохая наигранная озвучка. Сплошь и рядом замечаешь: актёр вроде бы сыграл нормально, но озвучить сам себя грамотно не смог. В случае с «Довлатовым» всё наоборот. Здесь и режиссёр далеко не новичок, и озвучка великолепная. И если не знать заранее, что русского Сергея Довлатова с армяно-еврейскими корнями сыграл сербский актёр Милан Марич, то факт «подлога» абсолютно незаметен.

Алексей Герман-младший, как и его знаменитый отец, отличается дотошностью и подходом к постановке сцен прошлых лет. К примеру, перед началом съёмок «Ленфильм» собирал одежду, фотографии, мебель и другие предметы быта периода до начала 70-х годов.

Так почему же фильм стоит посмотреть? Надеюсь, кое-кто из читателей уже сделал для себя определённые выводы. Кстати, сегодня стало известно, что прокат картины в России продлили до 11 марта. К чему бы это, не знаете?

Источник

Следующая новость
Предыдущая новость

Для инвесторов на Дальнем Востоке продлят льготы по страховым взносам Растаял не только снег На Сахалине собака так устала после охоты, что хозяин понес ее домой на руках На примере Сахалинской области оценят эффективность региональных мер углеродного регулирования Юные художники Корсакова вышли на патриотический пленэр

Последние новости