«Довлатов»: шедевры в макулатуре

06.03.2018 7:28 0

Билеты на киносеансы разбирали мгновенно по всей стране. Не стал исключением и островной регион. Для тех, кто не смог или не захотел, проспал, долго собирался, пожалел денег или смотрел в последний день показа церемонию вручения кинопремии «Оскар», корреспондент РИА «Сахалин-Курилы» расскажет, что они потеряли и стоит ли об этом жалеть.

Забегу вперёд: стоит. Конечно, сказать, что картина абсолютно для всех, нельзя, но и фильмом «на любителя» ее тоже не назовёшь. Тем не менее кинолента способна привлечь внимание как почитателей арт-хауса, так и незамысловатого кино, как романтиков и любителей мелодрам, так и поклонников различных экшнов. Список можно продолжать бесконечно. Но что или кто может объединить эту разношёрстную публику? Неужели Сергей Довлатов, произведения которого стали классикой советской литературы и которого многие современники даже и не читали, но чьё имя хоть раз в жизни, да слышали? Попробуем ответить на этот вопрос вместе.

Конечно, сам фильм посвящён даже не столько самому Довлатову, сколько эпохе писателей, поэтов, художников и других творческих личностей того времени – искренних в своём творчестве романтиков-мыслителей, не принимаемых общепринятой цензурой. Их творения нельзя увидеть в газетах, журналах и книгах. Они есть, но их нет. Винтики и шпунтики большой советской машины не допускают к печати даже самые безобидные, на первый взгляд, вещи, которые могут навредить монотонно движущемуся, но постепенно разваливающемуся механизму. Яркие, талантливые и даже великие прозаики и поэты второй половины XX века вынуждены писать на заказ «то, что нужно, а не что хочу», чтобы иметь хоть какие-то деньги и возможность печататься. И чем дальше мы движемся за убегающим кадром, тем абсурднее становится картина происходящего.

— И обязательно напишите какое-нибудь хорошее стихотворение про жизнь нефтяников, — требуют редакторы издательств.

Те, кто не соглашается и продолжает гнуть свою линию, обречены на безызвестность или же на давление и преследование «специалистов по неформалам» той эпохи. Безнадёжность, нескончаемые переживания, вскрытые вены, поломанные судьбы и слёзы канцелярской работницы над рукописями молодых, подающих надежды писателей, чьи работы так никто и никогда не прочтёт. Материалы, которые могли бы стать в будущем шедеврами мировой классики, хладнокровно пускают на макулатуру.

Среди них были и первые произведения Довлатова, главного героя картины, который является её стержнем. Именно его личность является для нас проводником в семидневное путешествие по холодному ноябрьскому Ленинграду 1971 года. На фоне его судьбы, судьбы человека, писателя и журналиста, Алексей Герман-младший рассказывает о других, не менее ярких и даже великих личностях, мечтающих когда-нибудь пробиться на свет и при этом не сломаться, остаться честным перед собой и своим читателем. Один из них – русский поэт и будущий лауреат Нобелевской премии по литературе 1987 года Иосиф Бродский, который так же, как и его друг Сергей Довлатов из-за давления властей и невозможности самореализации впоследствии эмигрирует за границу и так никогда и не узнает, что после смерти будет «канонизирован» на родине.

Несмотря на душераздирающую картину, описанную выше, фильм от начала до конца пропитан тонким ненавязчивым юмором в духе советской эпохи. Несчастье и смех почти всегда неразлучны, особенно когда речь идёт о поэтах и прочих ярких оригинальных личностях. Так же, как наша с вами жизнь напоминает езду по кочкам — то вверх, то вниз, так и во время просмотра киноленты на лице зрителя поочерёдно появляется то радость, то печаль. Режиссёр погружает нас в тусовку единомышленников, посещающих квартирники и читающих стихи в кругу друзей и знакомых, беззаботно гуляющих по крышам и улицам, играющих на гитаре и поющих песни, или коротающих вечера за весельем и распитием спиртного, обсуждая творчество и судьбу своих великих предшественников. Отвергнутые, забытые, никому не нужные, но счастливые, они живут в своём, пусть и бедном в финансовом плане, но богатом внутреннем мирке. Сыну мэтра советского кинематографа удалось усадить зрителя рядом с героями за один стол, посидеть рядом и послушать, о чём говорят и мечтают люди, повлиявшие в будущем на жизни миллионов людей.

Актёрская игра здесь настолько блистательна, что с первых кадров окунаешься в атмосферу происходящего и уже не понимаешь, где находишься — в кинотеатре или же стал неотъемлемой частью кинохроники.

Зачастую современное отечественное кино (особенно снятое молодыми авторами) убивает плохая наигранная озвучка. Сплошь и рядом замечаешь: актёр вроде бы сыграл нормально, но озвучить сам себя грамотно не смог. В случае с «Довлатовым» всё наоборот. Здесь и режиссёр далеко не новичок, и озвучка великолепная. И если не знать заранее, что русского Сергея Довлатова с армяно-еврейскими корнями сыграл сербский актёр Милан Марич, то факт «подлога» абсолютно незаметен.

Алексей Герман-младший, как и его знаменитый отец, отличается дотошностью и подходом к постановке сцен прошлых лет. К примеру, перед началом съёмок «Ленфильм» собирал одежду, фотографии, мебель и другие предметы быта периода до начала 70-х годов.

Так почему же фильм стоит посмотреть? Надеюсь, кое-кто из читателей уже сделал для себя определённые выводы. Кстати, сегодня стало известно, что прокат картины в России продлили до 11 марта. К чему бы это, не знаете?

Источник

Следующая новость
Предыдущая новость

В Хабаровском крае начали проектировать железнодорожные пути для мегамоста на Сахалин Newborn-фотографы украсили стены нового перинатального центра на Сахалине (ФОТО) Большая стройка. Выпуск от 20 ноября Андрей Хапочкин: расходы на создание нового комитета в облдуме окупятся с лихвой В Сахалинском зоопарке поселились амурский лесной кот и уссурийская харза

Последние новости