Михаил Сиворин: «У нас отвыкли делать кино о людях и для людей»

10.10.2017 15:22 0

Михаил Сиворин: «У нас отвыкли делать кино о людях и для людей»

Актёр Михаил Сиворин стал известен широкой публике после того, как исполнил главную роль в картине санкт-петербургского режиссёра Алексея Рыбина «Скоро всё кончится». Всеми отмечается мощный драматический талант Михаила, что, возможно, со временем поставит его в число наиболее известных отечественных артистов. Но говорить о Сиворине начали много раньше: ценители театрального искусства узнали его после спектаклей «Допрос» и «Ты чё такой похнюпый?», созданных на основе произведений Захара Прилепина.

– Какой была твоя первая реакция на сценарий фильма «Скоро всё кончится»?

– Сценарий мне практически сразу понравился. Например, там, в качестве одной из сюжетных линий, идут нынешние взаимоотношения Украины и России. Лейтмотив фильма – включенный телевизор, постоянно передающий новости с пылающего войной Донбасса. Он создаёт тревожный настрой, напоминая, что война может перехлестнуться и на нашу собственную территорию... А эта тема мне не чуждая. Что бы сейчас ни происходило, я все равно уверен в том, что мы один народ, одна нация. И поэтому нынешние события воспринимаются очень болезненно. У меня муж сестры – украинец, с Украины родом и один из моих близких друзей. При этом они русскоязычные, своей жизни без России не мыслят.

– Фильм вторгся в заповедные области, коснулся тем, которых обычно наши кинематографисты не желают или не осмеливаются касаться…

– Да, во многом это так – но в том вина не самих кинематографистов. Например, великий режиссёр Владимир Владимирович Бортко хочет снимать картину про войну в Донбассе – но госчиновники отказываются её финансировать. Мол, это рассорит нас с Украиной… Хотя куда уж больше мы можем поссорится, чем сейчас?! Ну, у Бортко масштабный проект, там нужны серьёзные деньги. А Лёша Рыбин, напротив, задумал сделать картину камерную, недорогую. Снимались мы, главным образом, в натуральных декорациях, в собственной одежде – примерно так же, как Балабанов некогда делал первого «Брата». Между его и нашим фильмом я вижу, кстати, известное сходство: и там, и здесь действие происходит в Петербурге, сюжет строится вокруг простого парня из народа, поражающего, тем не менее, своей внутренней силой… Рыбин, как режиссёр и автор сценария, был сам себе хозяин в этом проекте, на который он самостоятельно нашёл денег вместе со своим другом Игорем Гудковым. Лёша не боится экспериментов. Некогда он был гитаристом группы «Кино» Виктора Цоя, потом увлёкся кино и телевидением, стал хорошим сценаристом, а потом и режиссёром. При работе над фильмом он ни от кого не зависел, ни перед кем не отчитывался – и мог снимать картину по своему усмотрению. Именно поэтому она такой сильной и получилась.

– Твой герой, Носов – он, по-твоему, абсолютно правильный человек?

– Он очень близок мне мировоззренчески, я разделяю многие его взгляды. Носов – один из тех, кто в минуту опасности для государства беспрекословно берёт оружие и идёт его защищать. Носов – патриот, один из тех, кого либералы называют «ватниками». Он не бандит, не мент, не банкир, не офисный сиделец, а заводской рабочий. У нас давно отвыкли делать кино про подобных людей, и фильм «Скоро всё кончится», в известном смысле, ознаменовал возврат к хорошим традициям советского кинематографа. У нас очень не хватает картин про обычных шахтёров, машинистов, металлургов, монтажников, слесарей, педагогов, воспитателей детских садов и т. д. Но полностью правильным человеком я Носова всё же не назвал бы – учитывая особенности его личной жизни. По ходу сюжета он влюбляется в проститутку c Украины, разглядев в ней не просто красивую куклу, а живого человека – и это вовлекает его в неприятности. Дальше не буду рассказывать, дабы избежать спойлеров. Но если предположить, что могло произойти с Носовым после окончания фильма, то я надеюсь, что эта история стала для него хорошим уроком на будущее.

– «Скоро всё кончится» содержит в себе мощный протест против идеологии наших современных либералов-западников. Вы не опасались, что либеральная тусовка начнёт вас травить?

– Честно говоря, ничего подобного пока не было. Был лишь единичный случай на пресс-конференции в рамках «Кинатавра», когда одна журналистка обвинила нас в том, что мы, дескать, сняли «агитку» и «провокационную картину». А в целом зрители приняли наш фильм благожелательно – подходили, благодарили, жали руку. Говорили, что мы подняли нужные, правильные темы… Ну, несколько раз сталкивался с руганью «либералов» в свой адрес в социальных сетях. Но это уже из-за моего приятельства с Захаром Прилепиным. Некоторых Прилепин просто бесит – и они пытаются отыграться, в том числе и на его друзьях. Сам же я, как правило, никогда не лезу первым в конфликт… Но я всецело поддерживаю гражданскую позицию Захара, прекрасно понимаю, почему он поехал воевать в Донбасс.

– Либералы говорят, что Прилепин отправился туда, чтобы «поддержать террористов»…

– Помилуйте, ну какие террористы в Донбассе? На кого сыплются мины и снаряды – на Киев или на жилые дома в Донецке и Луганске? Поэтому мне ясны побуждения Прилепина. Ну и, кроме того, он выдающийся писатель нашего времени. Я участвовал в двух спектаклях по его произведениям: «Допрос» и «Ты чё такой похнюпый?». «Допрос» мы собирались показать в Москве, на одной из столичных площадок. Нас уже поставили на афишу, но за неделю до показа спектакля сняли его с программы. Сослались на некие форс-мажорные обстоятельства. При этом сняли почему-то только нас, остальной репертуар благополучно показывали и дальше.

Логика понятна… А как ты относишься к «Матильде», которой возмущаются уже представители противоположного общественного лагеря?

Сам я «Матильду» не видел, судить об этой картине не могу. Предыдущий фильм Алексея Учителя «Восьмёрка» – кстати, по Прилепину – я смотрел, но он мне как раз-таки не очень понравился. Слишком уж велика оказалась разница между писателем и режиссёром в трактовке главных персонажей. Это, конечно, только моё личное мнение… О произведениях искусства следует судить по их художественным достоинствам – и делать это следует в формате корректной дискуссии. Если кино заранее не нравится – так не ходи, не смотри. Но когда я слышу призывы «запретить!», узнаю, что противники «Матильды» жгут кинотеатры и машины, меня это не может не возмущать. В цивилизованном обществе подобные вещи должны быть наказуемы, а подобные фанатики меня пугают. К сожалению, законом об оскорблении чувств верующих им развязали руки – и они творят, что хотят. Неплохо было бы их немного осадить.

– А как бы ты выразил свою гражданскую позицию?

– Крым – наш! (смеётся). При этом многое из того, что происходит у нас в государстве, мне решительно не нравится. Бюрократия, коррупция… С отрицательными явлениями нужно бороться. Здесь я полностью согласен со своим героем Носовым, который проговаривает эту позицию в фильме. Будь моя воля, я бы выгнал со своих постов значительную часть наших чиновников. Но я никогда не стану на сторону тех, кто, пользуясь внешним давлением на Россию, сеет раздор внутри страны. Нам не нужен свой майдан, государственный переворот, возвращение в 90-е, или даже что-нибудь похуже. Уж 90-е я-то хорошо помню. Нашей семье нечего было есть, и я, мальчишка, отправился на село, освоил трактор, комбайн. И в свои тринадцать лет пахал и сеял в поле по двенадцать часов в сутки…

К слову, «Ты чё такой похнюпый?», удостоившийся лестных оценок критиков – твой моноспектакль. Тяжело ли играть в подобного рода вещах?

Сложнее всего было во время репетиций, потому что раньше мне никогда не приходилось участвовать в моноспектаклях. Конечно, трудно быть одному на сцене, когда не «укроешься» за партнера. Приходится в одиночку овладевать вниманием зала, «раскачивать» его на обратную связь и «держать» до самого конца. Волнение достигает апогея в последние минуты перед выходом на сцену – лихорадочно прокручиваешь в мозгу свои предстоящие действия, одновременно наваливается мандраж: не забыть бы текст! А потом я погружаюсь в спектакль и уже не рефлексирую, внутренний диалог временно отключается. Каждое выступление – это тяжелый труд, по окончании я ощущаю себя вымотавшимся физически и опустошённым морально. Но, как правило, мне хватает на восстановление одного вечера.

– Бывают ли персонажи, перевоплощение в которых даётся особенно трудно?

Честно говоря, любой персонаж даётся поначалу нелегко. Например, недавно я начал репетировать в спектакле «Циники» по Мариенгофу. Я играю там героя по имени Володя – человека, чей характер и поведение абсолютно мне не свойственны. У него там отношения с особой лёгкого поведения Ольгой – и Володя реагирует на это совершенно не так, как это делал бы я. И вот сейчас раздумываю – в каком ключе играть данного персонажа, с какой стороны вообще к нему подойти…

А в кино работать, наверное, легче, чем в театре? Ведь всегда есть возможность сделать дополнительный дубль?

– Нет, напротив, в кино-то как раз сложнее. Ты можешь, конечно, сделать один дополнительный дубль, даже второй, третий… Но десять дублей тебе не дадут, ведь время – деньги. И тот материал, что вошёл в итоговую версию кинокартины, ты его уже не исправишь при всём желании. А на сцене проще: если я сыграл в каком-то эпизоде плохо, то я это запомню и в следующий раз сделаю так, как надо. Когда ты работаешь вживую перед залом, тебе приходится многие нюансы «усиливать», акцентировать, чтобы вернее донести их до зрителя. Ну а, снимаясь в кино, ты должен вести себя абсолютно естественно – так, как в жизни. Актеры из театра, впервые оказавшись на съемках, далеко не сразу улавливают эту разницу, пытаются играть в привычном для себя ключе – и это не лучшим образом сказывается на фильмах. Проблема в том, что у нас сейчас, фактически, отсутствует такая отдельная специальность, как «актер кино» – этому не учат… Хотя то, как надо вести себя в зале перед зрителями, и как перед кинокамерой – очень большая разница. Однако, занятий, как держать себя на съемочной площадке, попросту не проводится. Этими знаниями я обзаводился уже непосредственно в ходе съёмок. Впрочем, могу сказать, что лично мне больше нравится играть именно вживую на сцене – очень ценю это чувство прямого контакта со зрителями. В кино ты, конечно тоже контактируешь с людьми, с участниками съёмочной группы – но послевкусие уже совсем другое.

– Тебе случалось жить и в глубинке и в столицах. В чём разница между мироощущением людей здесь и там?

Родился я и значительную часть жизни прожил в Скопине, в Рязанской области. Там начинал в маленьком провинциальном театре – и там до сих пор репетирую. Работаю сейчас в основном в Петербурге, а в Москву регулярно езжу навестить сына от первого брака. В целом попутешествовал я в своё время по стране изрядно, и вот что скажу: Россия – это ведь далеко не только Москва и Питер! Настоящая Россия, по мне, это скромные деревушки и маленькие городки вдалеке от мегаполисов. Это совершенно другая жизнь, во многом невообразимая для обитателей больших городов. И там вовсе не так все черно, не такой кромешный ад, как многим тут кажется. Люди живут, справляются с разного рода трудностями и не ждут ни от кого помощи. Да, многие уезжают, но большая часть все же остается на месте. И у них есть чувство внутренней свободы, собственного достоинства, степенность и основательность – чего зачастую не хватает обитателям больших человеческих муравейников.

– В каких текущих проектах ты сейчас занят?

– В сентябре в Петербурге началась работа над очередным сезоном криминального сериала «Мажор», там у меня небольшая проходная роль на несколько серий. Изображаю цыгана, который очень любит лошадей и оказывается вовлечённым в аферу. Недавно закончил съемки в Калуге, где делали сериал «Морозова» для канала НТВ. Там я сыграл плохого дядьку, которому дали по голове и сбросили с четвертого этажа, а он остался жив, только потерял память. Ещё из последних работ – сериал «Окрылённые», к столетию революции. Там у меня небольшая, но интересная роль: бомбист Гранковский. Обычные будни актёрской жизни…

Беседу вёл Владимир Веретенников

Источник

Следующая новость
Предыдущая новость

Власти Сахалина перечислили 5 миллионов 9-летнему ребенку на сложную операцию Пока Близнецы ехидничают, Стрелец тонет в нежных чувствах. Гороскоп на 23 июля Юные участники сахалинских соревнований на беговелах делали все, чтобы добраться до финиша (ФОТО, ВИДЕО) На Сахалине за сутки сгорели два заброшенных здания Оформление банкротства ИП

Последние новости