Любовь и смерть
«Живое слово» больше напоминает не конкурс чтецов, а состязания по актерскому мастерству. Здесь мало выучить и выразительно прочесть текст.
– Нужно слиться с лирическим героем. Поэтому произведение лучше выбирать, чтобы оно ложилось на душу. В стихотворении Лермонтова «Валерик» меня привлекло, что там соединяются два сильнейших начала – любовь и смерть, – говорит Владимир Киносита.
На «Живом слове» он стал лауреатом третьей степени. Готовился к литературному состязанию Владимир самостоятельно, без помощи педагогов. Студент учится на втором курсе в Сахалинском колледже искусств, играет на виолончели и уже десять лет занимается вокалом.
– На сцену иду, как домой, – шутит молодой человек.
Но мандраж перед каждым выступлением все равно присутствует. Не чуждо волнение и триумфатору предыдущего «Живого слова» Дарье Богатыревой. Ученица анивской школы искусств в прошлом году впервые поучаствовала в конкурсе и сходу завоевала Гран-при. Девушке удалось повторить успех и завоевать первое место в старшей группе чтецов.
– На этот раз было сложнее. Но мне помог «Белый пароход» Чингиза Айтматова. Это очень эмоциональное произведение. Выучить текст – не самое сложное. Важнее всего собраться с мыслями перед выходом на сцену, – делится 15-летняя анивчанка.
Понять героиню
«Живое слово» проходило уже в 13-й раз и собрало 80 участников почти изо всех уголков островного региона – от Южно-Сахалинска до Охи. С 21 по 23 ноября в областном конкурсе свои силы пробовали чтецы разной подготовки – школьники, студенты, ученики детских школ искусств, участники самодеятельных коллективов.
Свою первую грамоту на «Живом слове» Наталья Лендьел завоевала, когда ей было 12 лет. Потом она участвовала в конкурсе чтецов, будучи студенткой режиссерского отделения колледжа искусств, и три раза побеждала. Теперь Наталья сама преподает актерское мастерство в троицкой школе искусств и приезжает на литературное состязание со своими учениками.
Для нынешнего «Живого слова» она выбрала отрывок из романа «Братья Карамазовы» Федора Достоевского. Разговор Лизы с Алешей Наталья превратила в монолог.
– Мне стало интересно разобраться, какая героиня по характеру. Сначала она веселится, потом хочет убить кого-нибудь, затем желает умереть сама, поджечь свой дом… Смена ее внутренних состояний поражает. Лиза долгое время была прикована к инвалидному креслу, и это не могло не сказаться на молодой девушке, – рассуждает участница областного конкурса чтецов.
Кстати, по ее мнению, прозаические тексты учить не сложнее, чем поэтические.
– Если произведение тебя волнует, ты запомнишь его. Мои ученики не боятся говорить: «Мне не нравится». Тогда мы просто подбираем другой текст, – говорит педагог.
Всем 10 баллов
Чтецов на «Живом слове» разделили по возрастам. В младшей группе выступали ребята от 5 до 11 лет, в средней – от 12 до 14, в старшей – от 15 до бесконечности. Отдельно состязались студенты Сахалинского колледжа искусств. В каждой группе жюри определило лауреатов первой, второй и третьей степеней.
– Я старалась оценивать выступления глазами зрителя, – замечает член жюри, актриса Сахалинского театра кукол Анастасия Федяй. – Самое главное на «Живом слове», мне кажется, – это индивидуальность, когда пропускаешь текст через себя. А вообще очень сложно судить детей. Выходит ребенок, читает, на глазах слезы. Как тут оценивать? Хочется всем поставить десять баллов!
Самым маленьким чтецом на «Живом слове» стал Мирослав Евдокимов. Сердца жюри и зрителей растаяли, когда пятилетний артист читал «Он был совсем один» Агнии Барто о страданиях бесхозного щенка. Мальчик заслужил диплом в номинации «Юное дарование». Дополнением к грамоте стал плюшевый пес, ростом почти с самого Мирослава.
Приз студенческого жюри достался самому старшему чтецу на конкурсе – 61-летнему Николаю Лабазову. А Гран-при «Живого слова» завоевала 17-летняя Диана Огай из Южно-Сахалинска. Победу ученице детской школы искусств №2 принес рассказ Валентина Распутина «Рудольфио».
Награду девушке вручила доцент кафедры сценической речи и актерского мастерства Театрального института имени Бориса Щукина Елена Ласкавая. Актриса, режиссер, автор речевых и дыхательных методик последние шесть лет является председателем жюри на «Живом слове». Каждый год она проводит мастер-классы по сценической речи и художественному слову для сахалинских педагогов.